Эльфийская музыка в общем аспекте эльфийской культуры. Эстетика эльфийского искусства

 

Связь эльфов и Валар как основа эстетики эльфийского искусства

Рассмотрение данного вопроса необходимо начать с уже доказанного ранее утверждения о неразрывной связи музыки эльфов с ее родоначальниками (на втором, развитом этапе) Валар. Так что вполне возможно предположить, что одной из определяющих особенностей музыки Эльдар была именно ее связь с почитанием (культом) Валар, накладывавшим отпечаток на все вообще стороны бытия Перворожденных, что бесспорно отразилось и в музыке. Даже несмотря на то, что лишь Эльдар (Калаквэнди) изначально пребывали в непосредственном присутствии и общении с Валар после встречи с ними, тем не менее вряд ли можно сомневаться в том, что Валар были также почитаемы и в среде Мориквэнди, и в среде Авари, несмотря на то что, допустим, те же Темные Эльфы (Эльфы Ночи) о Валар <знали лишь понаслышке> и в Валинор <никогда не стремились>. 
Исследуем этот тезис в преломлении через музыкально-эстетическую символику, связанную с самими Валар и их предполагаемым культом. Рассмотрим доступные нам факты, позволяющие судить о том, а был ли этот культ вообще, а если был - каковы были его формы и место в бытии Эльфов.

Начнем с того, что существуют свидетельства существования оформленного культа Валар, Стихий Арды. Одним из непрямых, но очень емких и ярких свидетельств есть известное повествование дней Нуменора:

:But Sauron caused to be built upon the hill in the midst of the city of the Numenoreans, Armenelos the Golden, a mighty temple; and it was in the form of a circle at the base: there was an altar of fire in the midst of the temple, and in the topmost of the dome there was a louver, whence there issued a great smoke. And the first fire upon the altar Sauron kindled with the hewn wood of Nimloth, and it crackled and was consumed: in that temple, with spilling of blood and torment and great wickedness, men made sacrifice to Melkor that he should release them from Death.
:по веленью Саурона на холме посреди златого Армэнэлоса, нуменорского града, выстроили огромный храм, был он круглый и на высоком цоколе: посреди храма на алтаре пылал огонь, а на самой вершине купола была башенка, из которой подымался дым: первое же пламя на алтаре Саурон напитал мертвым телом Нимлота, и огонь с треском пожрал Древо: в храме этом люди предавали людей мучительной смерти, принося кровавые жертвы Мелькору, дабы он избавил их от Смерти:

На то время Мелькор, Черный Враг, еще не был изгнан за Дверь Ночи и все так же был одним из Валар, хотя и отделившийся, противопоставивший себя всем прочим. Это предание говорит нам о вполне сформированном культе одного из Валар, его служителях и пр. - далее читаем:

:Sauron withdrew into the inmost circle of the Temple, and men brought him victims to be burned.
:Саурон же удалился во внутренний круг храма, и туда принесли жертвы, чтобы сжечь их:

Это - прямо указывает нам на существование разных степеней посвящения в обряде и культе.
Вспомним также и Мэнэльтарму, святилище Эру на вершине горы, где свершались обряды - заброшенное в годы упадка Нуменора:

Близ самого сердца Митталмара стояла высокая гора под названием Менельтарма, Столп Небес, посвященная Эру Илуватару: 
Экстраполируя все вышесказанное на Эльдар, можно с большой долей уверенности сказать что культ и символика Валар имели место быть, как это и ниже будет показано. Особенно это касается Эльдар, разделившихся и расселившихся по Средиземью, сохранивших память о блаженном Свете лишь в преданиях, историях и песнях. Тем же, кто остался в Валиноре в присутствии Валар, вряд ли нужны был храмы - ибо почитать Валар возможно было и напрямую, общаясь с ними. 

Каково же возможное преломление символики Валар применительно к эстетике эльфийского искусства вообще - и музыки в частности? 

Не лишено оснований предположение, что Верховными покровителями музыки и всех искусств Эльдар были <божественные братья> Манвэ и Ульмо, сыгравшие - в противовес Мелькору и вместе с ним - весьма весомую роль в Великой музыке (см. выше). В пользу этого говорит прямое утверждение:

The Vanyar he loved best of all the Elves, and of him they received song and poetry; for poetry is the delight of Manwё, and the song of words is his music.
Больше прочих эльфов любит он ваниаров, и от него они научились песням и стихосложению, ибо поэзия - любовь Манвэ, а песня - его музыка.

однако о следах их культа и его проявлении в поэзии и музыке явным образом почти ничего не говорится. Есть упоминание о том, что

The trumpets of Manwё are loud, <громки трубы Манвэ> и

At times he will come unseen to the shores of Middle-earth, or pass far inland up firths of the sea, and there make music upon his great horns, the Ulumuri, that are wrought of white shell; and those to whom that music comes hear it ever after in their hearts, and longing for the sea never leaves them again.
<По временам он (Ульмо) невидимо приходит к берегам Средиземья или углубляется далеко в пределы земли по заливам моря, и играет там на своих больших рогах - Улумури, сделанных из белых раковин, и у тех, кто слышал эту музыку, она всегда звучит в душе, и тоска по морю не покидает их>., 
и далее
In the deep places he gives thought to music great and terrible; and the echo of that music runs through all the veins of the world in sorrow and in joy; for it joyful is the fountain that rises in the sun, its springs are in the wells of sorrow unfathomed at the foundations of the Earth. The Teleri learned much of Ulmo, and for this reason their music has both sadness and enchantment.
В глубинах создает он музыку прекрасную и грозную; и отзвук ее в веселии и скорби струится по всем жилам мира, ибо если весел фонтан, взлетающий к солнцу, питающие его ключи бьют из колодцев скорби у корней Земли. Тэлери многому научились от Ульмо, и потому в музыке их звучат и печаль, и радость.

Косвенно можно расценить это молчание как признак того, что культ верховных Владык Валар был ограниченно-мистериален, то есть к его отправлению допускалось лишь высшее эльфийское жречество и нобилитет, для большинства же Эльдар эти церемонии были закрыты. Такая гипотеза отчасти позволяет объяснить, почему всю силу восторженного почитания народ Эльдар перенес на супругу Манвэ, Варду, по аналогии с тем, как католики почитают Деву Марию - едва ли не больше, чем самого Христа.

<Elbereth they name her, and they call upon her name out of the shadows of Middle-earth, and uplift it in song at the rising of the stars>.
Они (эльфы) зовут ее Эльберет и взывают к ней из мглы Средиземья, и возносят ей песни при восходе звезд.

Иной предлагаемый автором взгляд на культ старших Валар и особенно Ульмо таков, что благодаря владычеству над <глобальными> стихиями им можно было поклоняться <на любом месте владычества их>, то есть возносить песнопения Манвэ, поднявшись к <воздуху> на вершину горы, и воспевать гимны Ульмо на берегу моря или любого водоема, или даже на борту корабля. Анализ цитат позволяет также заключить, что Манвэ был покровителем ЭПИЧЕСКОГО, церемониального монументально-героического стиля, больших форм в музыке, в то время как Ульмо покровительствовал музыкантам, творившим в стиле лирико-драматическом. 

Кузнец-Ауле, несомненно и сам музыкант, как все Айнур, и передавший этот дар своим Детям-Гномам, тем не менее очевидно является в системе эльфийского культа покровителем не музыки как таковой, а покровителем мастеров - создателей музыкальных инструментов. <Нолдор учились у него и переняли многое>, в том числе - и непревзойденное искусство создания и украшения музыкальных инструментов. Инструменты же Валар, очевидно, были созданы непосредственно самим Ауле (за исключением Рога Ульмо, сделанного Сальмаром).

<She is acquainted with grief, and mourns for every wound that Arda has suffered in the marring of Melkor. So great was her sorrow, as the Music unfolded, that her song turned to lamentation long before its end, and the sound of mourning was woven into the themes of the World before it began.
Она знакома с печалью и скорбит по каждой ране, что нанес Арде Мелькор. Скорбь ее велика, как звучащая Музыка, которую ее песня обратила в плач задолго до конца, и звук рыданий вплелся в темы Мира еще до его начала>.

Эти строки предания говорят нам о Ниэнне, сестре Феантура. На основании этого описания мы можем судить о некоей мистической и непосредственной связи Ниэнны с самим Эру, чья третья Тема была проникнута <великой красотой и безграничной печалью>. А поскольку именно третья Тема - тема скорби была началом Эльфов и Людей, то это отчасти позволяет объяснить и то, почему скорбная, печальная музыка затрагивает душевные струны смертных и бессмертных намного сильнее, нежели веселые и беззаботные мелодии, и как правило высшее проявление красоты неизменно связано с печалью. Ниэнну же на основании этого можно определить как покровительницу ТРАГИЧЕСКОГО в культуре и искусстве эльфов - всего, что имеет дело с болью, печалью, прощанием, уходом и смертью, равно как с выражением покоя и утешения. 

Нэсса, сестра Оромэ и супруга Тулкаса.

<In dancing she delights, and she dances in Valimar on lawns of never-fading green.
Она любит танцы и танцует в Валимаре, на полянах, поросших вечнозеленой травой>

Таким образом, Нэсса покровительствует танцу и танцорам, однако не бывает танца без танцевальной музыки, даже если она звучит внутри танцующего, проявляясь лишь в телодвижениях. Поэтому можно утверждать, что Нэсса - родоначальница и покровительница танцевальной музыки и вообще <легкого> и жизнерадостного стиля эльфийского искусства.

Оромэ, великий воин и великий владыка, является создателем и покровителем ГЕРОИЧЕСКОЙ БОЕВОЙ МУЗЫКИ эльфов, сопровождающей со времен первых войн с Мелькором войну, битву и охоту. <Звук Валаромы, его большого рога, подобен молнии, рассекающей тучи>. Соответственно он является покровителем всего скальдического и рапсодического в музыке, в том числе и героической баллады, повествующей о <днях давно минувших дней>. Не забудем и то, что именно Оромэ был первым Вала, жившим следи эльфов. 

Вана, вечно юная сестра Йаванны и подруга Оромэ. <Все птицы поют встречь ей>. Несомненно, эти мелодии птиц влились в музыку эльфов, став органической ее частью. То же относится и к майа Мелиан, вокруг которой <пели соловьи, куда бы она ни шла>.

Эонвэ, знаменосец и герольд Манвэ. В обязанности герольда входило кроме прочего и трубить клич-девиз своего сеньора при объявлении его воли или при его появлении в телесно-зримом облике среди Эльдар или вреди других Валар. Несомненно, эта энергичная музыка, часто звучавшая во время войн Валар и Эльдар с Мелькором, также была усвоена эльфами и использовалась в торжественных церемониях.

Олорин, мудрейший из Майар. Частый гость в чертогах Ниэнны, он <научился у нее состраданию и терпению>, что наталкивает на неожиданный вывод, что он был отнюдь не чужд музыке, ведь свои чувства Ниэнна выражала именно через искусство звука. А поскольку он принимал большое участие в судьбах мира Средиземья, мира людей, то можно усмотреть в этом и его непосредственную, но таинственную связь с Третьей Темой Великой Музыки. 

Рассмотренные выше музыкально-эстетические категории проявились прежде всего в конкретных стилях и жанрах традиционной музыки Эльдар, о чем см. соотв. раздел данной работы.

Предыдущая тема

Содержание

Следующая тема

Hosted by uCoz