Подробное исследование феномена эльфийской культуры в целом выходит далеко за рамки данного исследования, поэтому в данном разделе будут рассмотрены только те ее составляющие, которые имеют непосредственное отношение к музыкальному искусству эльфов либо являются важными для понимания его эстетики. Тем не менее представляется возможным выделить некие универсальные обобщенные черты эльфийской культуры, бесспорно повлиявшие на все искусство эльфов в целом, в том числе и на музыку.
Это:
- связь эльфов и Валар как основа эстетики искусства и музыки,
- магия эльфов и ее формы, связь с музыкой;
- общая система ценностей и традиций эльфов; долголетие как специфически эльфийский фактор, влияющий на культуру; связь музыки с иными видами эльфийского искусства.
В этом порядке мы их и рассмотрим. В качестве необходимого и важного введения в этот раздел следует упомянуть и то, что нам вообще известно об Эльфах как таковых по сохранившимся преданиям дополнительно к тому что упомянуто в предыдущих разделах. Начнем со слов самого Илуватара:
<But the Quendi shall be the fairest of all earthly creatures, and they shall have and shall conceive and bring forth more beauty than all my Children; and they shall have the greater bliss in this world.
:Квэнди будут прекраснейшими из всех живых существ, они получат, познают и создадут более красоты, чем все мои Дети, и будут жить в великом блаженстве>.
Fairest - здесь еще и намек на связь красоты с магическим элементом, первая предпосылка связи магии и искусства (музыки).
...Это была высокая и прекрасная раса, первые дети земли, и среди них перворожденные были королями. Сей час они ушли - народ великого путешествия, народ звезд. Они были высоки, прекрасны и сероглазы, хотя волосы у них были темные, за исключением золотого рода Финрода; голоса их были так мелодичны, что сейчас никто не может себе этого представить. Они были доблестны, но история оказавшихся в изгнании в Средиземье печальна. Господство их давно минуло, они не живут больше в кругах мира и никогда в него не вернутся...
:Не знаю, кто они, - сказал Фродо дремотным голосом. - Но я их тоже видел: в заводях, когда засветились свечки. Они лежат в черной глубине и глядят мертвыми глазами. Злобные, страшные хари, а рядом - скорбные и величавые, гордые и прекрасные лики:
For the Elves die not till tile world dies, unless they are slain or waste in grief (and to both these seeming deaths they are subject)
Эльфы не умирают, пока жив мир, если не убиты и не истомлены скорбью (а они подвержены этим мнимым смертям):
:the glory and beauty of the Elves:
:слава и красота Эльфов:
Immortal were the Elves, and their wisdom waxed from age to age, and no sickness nor pestilence brought death to them. Their bodies indeed were of the stuff of Earth, and could be destroyed; and in those days they were more like to the bodies of Men, since they had not so long been inhabited by the fire of their spirit, which consumes them from within in the courses of time. But Men were more frail, more easily slain by weapon or mischance, and less easily healed; subject to sickness and many ills; and they grew old and died.
:Бессмертными были эльфы, и мудрость их прибывала с веками, и ни недуг ни скорбь не несли им смерти. Тела их, правда, принадлежали Земле, и их можно было уничтожить; и в те дни они были более схожи с телами людей, ибо пламенный дух эльфов, что с течением времени сжигает их изнутри, недолго еще жил в них. Но люди были слабее, оружие и неудачи легче убивали их, а исцелялись они хуже, они старели и умирали.
Все эти особенности Эльдар непременно проявились во всем, чего касался их пламенный дух и умелые руки. В самом деле, читаем:
:все, что окружает эльфов, оживает в изделиях их мастеров:
Значит, и в музыке Эльдар тоже неизменно оживало все, что их окружало, эта музыка была воплощением духовного внутреннего мира, самого бытия Эльдар, их типичных черт - красоты, славы, возвышенности, магизма, гордости, скорби и величия. Отметим эту важную особенность культуры Эльдар и перейдем к рассмотрению вынесенных вопросов по порядку.