Истоки эльфийской музыки

 

Теория. Наидревнейший этап

Итак, начнем с начала, с времен столь древних, что и сама память о них ныне стерлась или в лучшем случае существует в отрывочном, фрагментарном виде...

Что же было в начале?
Известное изречение, открывающее Евангелие от Иоанна, гласит - "В начале было Слово". Многочисленные исследования позволяют считать практически доказанным, что, взяв в качестве основы многогранный этнический фольклор разных народов, в основном европейской и средиземноморской ойкумены, Толкиен (далее - JRRT) в качестве концептуально-этического базиса своих работ использовал именно христианство как камень во главе угла, на котором он построил морально-этическую систему Средиземья - такого, каким оно явилось ему, такого, каким оно проявилось в наилучших его героях... 
Поэтому вполне уместно и нам будет начать это исследование - со Слова, Слова с большой буквы.
Познание сути, характерных особенностей, ментальности того или иного народа, расы нигде так более полно не проявляется, как в языке этого народа, который сам есть зачастую единственный данный к познанию ключ, приоткрывающий дверь в неизвестное - ибо уже не сохранилось самих непосредственных носителей культуры, искусства и ментальности той или иной расы. 
Что же можем мы извлечь из Quenya, языка эльфов, к исследованию музыки которых мы ныне приступаем - применительно именно к нашей теме? Что скажет язык эльфов о музыке эльфов?
Оказывается, немало, и речь идет о вещах принципиальных, фундаментальных, определяющих само бытие народа эльфов, а значит - лежащих в фундаменте и музыки тоже, и это надо постоянно иметь в виду.
В качестве необходимого отступления приведу одну цитату. 

    « "The languages constructed by Tolkien have been likened to music.  Humphrey Carpenter: "if he had been interested in music, he would very likely have wanted to compose melodies; so why should he not make up a personal system of words that would be as it were a private symphony?"»
    «Созданные Толкиеном языки часто сравнивают с музыкой. Биограф JRRT Хэмфри Карпентер писал: «Если бы его (JRRT) особо интересовала музыка, то вряд ли можно сомневаться в том, что он наверняка бы ее писал. Но глубоко личная симфония JRRT - это звуки слов созданных им языков»

 «Сильмариллион» (далее СМ), повествующий о истоках и бытии мира сотворенного и о месте эльфов в нем, открывается главой, требующей отдельного рассмотрения.
Проведем небольшой, но показательный во многих отношениях лингвистический анализ.
Название самой первой главы СМ - Ainulindalё. Примечательно толкование этого состоящего из двух корней слова - «music (literally) singing of the Ainur», то есть - «музыка (дословно - ПЕНИЕ) Айнур». То есть уже с самого первого слова уже утверждается примат вокального жанра над инструментальным - примат настолько безусловный, что это вошло и закрепилось в самом языке, став синонимом музыки вообще. Помните - «говорим Ленин, подразумеваем - Партия, говорим Партия - подразумеваем Ленин»? То же явление и здесь. Говорим «музыкант» (эльф) - а с необходимостью предполагаем «певец». Недаром устойчивым синонимом и нарицательным полушутливым именем Эльфов в среде прочих народов Средиземья стало словосочетание Eldar i lindar "Эльфы, которые поют", а по отношению к гномам, например, известна фраза (в аористе, отчасти подчеркивающем всеобщность явления для всех гномов как расы) - I Nauco umё Linda «гном - не певец», то есть поет (и вообще музицирует) неохотно, - как символ того, что музыкальность не была органически присуща гномам в той же степени что и эльфам. Подробно это будет рассмотрено в соответствующем разделе.
Тепер копнем глубже, до второго уровня смысла основного корня. Толкование Lindalё - "singing, music", то есть снова между музыкой и пением знак синонимического равенства. Сохранилась более древняя, архаическая форма этого слова, определяемая в "Etymologies" как «прото-глагол», первичная форма (само слово Lindalё, вынесенное также и в название данной работы - отглагольное существительное). Форма эта - lirin, lirё с корнем lir- «to sing, chant». И это принципиально важный момент - ибо кроме собственно «пения» как просто музыки в корне заложен еще один, СХОДНЫЙ смысл - толкование «chant» предполагает весьма широкой спектр явлений, специфичных для ДУХОВНО-ОБРЯДОВОЙ сферы - от размеренного пения сакральных хоралов, гимнов, до скандирования формул-мантр и шаманского камлания. То есть, форму первого лица lirin изначально следует понимать как «я пою», а предполагается - «пою священные песнопения!»
Эти же корни встречаются в следующих словах:
Laurelin - «Златозвучное», Златое Священное Древо Валинора, Lindar, Lindon, Ered Lindon, lоmelindi и т .д.

Предварительный вывод из вышесказанного таков - музыка эльфов на момент самого своего возникновения появилась как искусство преимущественно ВОКАЛЬНОЕ (пение) и САКРАЛИЗОВАННОЕ (то есть храмовое, служащее целям культа и обряда, религиозное, духовное, если угодно). Это подтверждается еще и тем, что в языке закрепляется, как правило, изначальное смысловое наполнение лексемы, которое связывает слово и обозначаемое им понятие.
Запомним это.

Теперь попытаемся раскрыть суть этого процесса глубже.
Читаем:
    «And he spoke to them, propounding to them themes of music; and they sang before him, and he was glad. But for a long while they sang only each alone, or but few together, while the rest hearkened; for each comprehended only that part of me mind of Iluvatar from which he came, and in the understanding of their brethren they grew but slowly. Yet ever as they listened they came to deeper understanding, and increased in unison and harmony».
    «И он (Эру) говорил с ними, предлагая им музыкальные темы, и они пели перед ним, и Он радовался. Но долгое время каждый из них пел отдельно, или по двое-трое вместе, а прочие внимали, ибо каждый понимал лишь ту часть разума Илуватара, из коей вышел; и плохо понимали они своих братьев. Однако, понимая, они начали понимать друг друга более глубоко, и их единство и гармония росли».

Проанализируем этот отрывок, повествующий о происхождении вообще всякой музыки в Средиземье - но преимущественно эльфийской, как прямой наследницы Музыки Айнур, что подтверждается следующими строками:

    «The dealings of the Ainur have indeed been mostly with the Elves, for Iluvatar made them more like in nature to the Ainur»
    «Больше всего Айнур общались с эльфами, ибо Илуватар создал их по нраву весьма близкими Айнур»

Итак, мы видим, что изначально:

  • это была музыка свободно-импровизационного склада (тема - импровизация)
    тайна ее создания, природы и красоты лежит в тайне бытия самого Эру (как сказано еще ранее, Айнур «были плодом Его дум». То есть - музыка божественна изначально! И Айнур импровизировали лишь постольку, постольку были одарены Эру частичкой Его собственной сущности («дум»), совершенство импровизаций напрямую зависело от степени «одаренности». 
  • Это - вероятно - была ПРОСТАЯ музыка, первые робкие, но божественно прекрасные в своей простоте попытки развить предлагаемые Илуватаром темы, соло или в небольших ансамблях - это в миниатюре напоминает первичное становление многоголосия (в виде подголосочной полифонии, развитой далее в сложный контрапункт) в европейской музыке, процесс, занявший почти три столетия. Поэтому можно предположить, что Первая Музыка детей Эру могла с поправкой на божественный масштаб явления длиться очень долго - в периодах, сравнимых с миллионолетними «югами» индийской традиции.
  • Это была РАЗНООБРАЗНАЯ музыка - ибо каждого айну Эру одарил индивидуально, тем, что не было похоже на дар других («часть разума»), и это не могло не проявиться в музыке, это явилось залогом ее бесконечного разнообразия и дальнейшего развития.
  • Эта музыка РАЗВИВАЛАСЬ И УСЛОЖНЯЛАСЬ - «их согласие и гармония росли». Оригинальное "unison and harmony" скажет нам больше - совершенствование шло за счет осознанного перехода к благозвучной аккордике и усложнения фактуры (подобно становлению консонанса и сложного контрапункта строгого письма европейской нидерландо - фламандской школы). Притом - это происходило за счет большего понимания и слияния со своими собратьями, увеличение числа голосов. Очень похоже на классическое разделение гармонии в базовом 4-х-голосии - сопрано, альты, тенора и басы как группы хора и гармонические линии соответственно. Единство в одном при сохранении индивидуальности и независимости каждого. Пример «предельного» многоголосия в европейской музыке - 12-15-голосные мессы 15-16 в., 40-голосный мотет «Spem in Alium» Томаса Таллиса.
  • И, конечно же, это была музыка КРАСИВАЯ - настолько, что сам Эру «радовался». Предполагаемая природа этой красоты будет раскрыта в соответствующем разделе данной работы.

Как будет показано далее, у этой «прото»-музыки уже были осмысленные СЛОВА, а не просто сочетающиеся в гармонии звуки. И не просто «слова», а Слова. Те, которые - в начале всего, Слова, заключающие тайну творческой силы. Я не стану полностью цитировать повествование о Музыке Творения, но во время чтения нижеследующего его полезно будет иметь перед собой.

Итак!
Однажды, в момент, лежащий за пределами всякого времени, Эру собирает пред Собою ВСЕХ Айнур и предлагает им «могучую тему» ("mighty theme"), представляя ее как «разворачивающуюся» - "unfolding", это - намек на развитую мелодическую горизонталь, элементы развития, цикличность, кульминацию и кадансовое завершение, т. е. первое упоминание об элементах ФОРМЫ в «прото»-музыке Средиземья. 

Далее. Эру изрекает - «I will now that ye make in harmony together a Great Music», «Желаю, дабы вы сотворили ВМЕСТЕ И ПО ЗАКОНАМ ГАРМОНИИ Великую Музыку». Продолжая аналогию, великий Хор Айнур уже был сбалансирован и «спелся» до такой степени совершенства, что стало возможным исполнение «больших» форм многоголосной музыки (укажем на оратории Генделя и Баха как пример предельного развития данных форм в музыке европейской - развития, определяемого все еще консонантностью и строгостью формообразующих элементов, как и строгостью музыкальной гармонии).

Законы же развития данной темы таковы, Эру возглашает:
    «Ye shall show forth your powers in adorning this theme, each with his own thoughts and devices, if he will"
    «Вы явите теперь силы свои в развитии этой темы - каждый как думается и желается ему».

Ключ к пониманию этого важного момента - слово "adorning", которое применительно к музыке предполагает наряду с вариационным развитием УКРАШЕНИЕ музыки фиоритурами, орнаментикой и мелизматикой наподобие мордентов, трелей, форшлагов, шлейферов и т. п. Но - такое украшение предполагает НЕИЗМЕННОСТЬ украшаемой основы, т. е. даже в таком «украшенном и наряженном» виде тема сохраняется, не искажаясь.

Цитата следующая, так же принципиально важная.
    «Then the voices of the Ainur, like unto harps and lutes, and pipes and trumpets, and viols and organs, and like unto countless choirs singing with words, began to fashion the theme of Iluvatar to a great music; and a sound arose of endless interchanging melodies woven in harmony that passed beyond hearing into the depths and into the heights»
    «И тогда голоса Айнур, подобные арфам и лютням, скрипкам и трубам, виолам и органам, и бесчисленным поющим хорам, начали обращать тему Илуватара в Великую Музыку, и звук бесконечно чередующихся и сплетенный в гармонии мелодий уходил за грань слышимого, поднимался ввысь и падал в глубины.»

Тут мы видим первое упоминание об инструментах применительно к музыке Средиземья. Более подробный разбор этого будет дан в соответствующем разделе, упомяну лишь, что тут JRRT использует эти названия исключительно для того чтобы быть понятым нами, читающими, взращенными в сфере европейской культуры и музыки. Тем не менее - это первый намек на смешанный вокально-инструментальный жанр. В самом деле, если Айнур могли в совершенстве подражать любому инструментальному тембру, то допустима мысль, что часть Айнур (более прочих одаренные Эру) пела Слова Творения (singing with words, выделено мной), именно осмысленные Слова, а остальные «аккомпанировали», подобно противопоставлению хора, солистов и оркестра? И в самом деле - Диссонанс Мелькора по сути есть не что иное как история обуянного гордыней талантливого певца-хориста, поставившего себя выше всех остальных музыкантов, композитора и дирижера, взявшись солировать («возвысить силу и блеск партии, назначенной ему»), и притом так, что это было недопустимо по ВНУТРЕННЕЙ ЛОГИКЕ РАЗВИТИЯ музыки? Что и привело к разрушению гармонии. Особенно если учесть, что оригинальное "part" означает не только конкретную мелодию, предназначенную конкретному певцу или инструменту, но и гармонический голос в составе контрапункта, образующий его и вместе с тем им же и определяемый. Но вернемся к теме.

«Interchanging melodies woven in harmony» есть не что иное как одно из самых емких и лаконичных определений имитационной полифонии среди тех, что попадались автору. И в самом деле, исключительно в полифонии каждая «партия» (гармонический голос) есть самостоятельная МЕЛОДИЯ, равноправная прочим в музыкальной ткани. 
Ну а «нескончаемость» повторения мелодий (то есть - проведений в разных голосах все той же заданной Эру темы) сужает круг возможных аналогий до одной, а именно - Великая Музыка была не чем иным как колоссальной ФУГОЙ космических масштабов. Свободная импровизация в такой музыкальной форме возможна, но требует высшего мастерства, которого - очевидно - еще не достиг к тому моменту Мелькор...

Теперь рассмотрим «запредельность» музыки Айнур в физико-акустическом аспекте относительно нашей темы.
Известно, что спектр воспринимаемых нашим человеческим ухом звуков ограничен пределами 16 герц - 18:20000 герц. Звуки выше или ниже этих уже не воспринимаются ухом как слышимые. Относительно эльфов подобных хоть сколько-нибудь точных данных, увы, не существует.
Однако, как показали новейшие исследования, сверхнизкие и сверхвысокие звуки все же воспринимаются организмом, который реагирует на них в биологически-подсознательной форме. Так, известно, что звуки в 7 и 9 герц вызывают чувство безотчетного страха, а сверхвысокие звуки могут вступать в резонанс с альфа-и бета-ритмами мозга и могут использоваться как расслабляющее (электросон) или наоборот, разрушающее средство. Они тоже воздействуют на музыкальную ткань, влияя на прозрачность звука. Но эта область воздействия звука еще разработана довольно слабо относительно конкретного музыкального применения, ограничиваясь экспериментами отдельных композиторов. Хотя первые попытки включить очень высокие и низкие звуки в музыку были реализованы еще в европейском органостроении (орган издает звук, сформированный по принципу аддитивного синтеза, смешения тембров разных групп труб - регистров), путем применения специальных «неслышимых» регистров, именуемых микстурами, в области высоких звуков - они применяются как темброобразующие, придавая звукам «теплый», «холодный», «гнусавый» и прочие оттенки, и суббасовых 32-х стопных труб - в низких. Так, исторически известны случаи немотивированной массовой паники, вызванной тем, что поврежденный, треснувший басовый регистр церковного органа резонировал именно с частотой 7 герц. 

То есть - Великую Музыку как прародительницу всей музыки Средиземья можно рассматривать именно как Высшую с точки зрения средств, формы и содержания, музыку, в которой проявились все возможные музыкально-выразительные возможности и был задействован весь доступный восприятию диапазон звуков. То есть это - идеал, намного менее грандиозной и несовершенной проекцией которого есть музыка Средиземья и нашего мира.

Принципиально важным выводом из всего вышесказанного является то, что ни в одной земной мелодии нет ничего принципиально нового по отношению к Великой музыке Айнур, чего-то такого, что уже единожды не звучало в ней. (в самом деле, вспомним музыкальный «диалог» Эру и Мелькора и весь огромный спектр использованных в нем музыкально-выразительных средств). А следствием из вывода является то, что когда мы слышим нечто, с особенной силой воздействующее на нас, особенно трогающее - мы слышим не что иное, как отголоски вечных гармоний Великой Музыки:

Заключение раздела и аналогии.

Итак, мы постарались доказать, что на момент своего зарождения с последовавшим развитием музыка эльфов как наиболее полно (через Валар) воплотившая музыку Предначальную в Средиземье, была:

  • с преобладанием вокального начала над инструментальным;
  • с преобладанием культово-сакрального начала над нейтрально-«светским», если возможно такое сравнение;
  • с преобладанием развитого полифонико-контрапунктического начала (равноправие в многоголосии) над гомофонно-гармоническим (мелодия с аккомпанементом). Косвенный вывод отсюда - ансамблевое (хоровое) начало исходно преобладало над сольным исполнительством, хотя конечно и не исключало его. Упоминания как о хоровом, так и о сольном пении мы видим уже с первых страниц СМ.

Теперь подумаем, с чем этот первый этап зарождения и развития музыки Средиземья можно сравнить в мире наших реалий. Итак, музыка должна соответствовать таким критериям:

  • инструментальное начало подчинено вокальному началу;
  • духовно-религиозного плана, возвышенно-хоровой формы;
  • полифония безусловно господствует над гомофонией и монодией, не исключая ее.
  • по возможности в произведениях максимально используются все доступные динамические и тесситурные возможности инструментов и голосов.

Вывод очевиден:

К музыке эльфов в конце раннего этапа ее развития наиболее близко - вероятно - творчество мастеров многоголосной хоровой духовной музыки с сопровождением или без, в первую очередь Баха, Генделя и Моцарта, мастеров барокко, итальянской и русской школ - с поправкой на тональные особенности эльфийской гармонии.

Предыдущая тема

Содержание

Следующая тема

Hosted by uCoz