Истоки эльфийской музыки | ||
Практика. Развитие эльфийской музыки.
Бытие Эа, мира сотворенного, началось со слов Илуватара, обращенных к Айнур и к миру, который только имел начать быть. Здесь мы видим непосредственную связь с онтологическим, бытийным моментом - слово Эру - Eä! Да будет! - дало сначала бытие Музыке Айнур и уже через нее - всему миру сущему. Значит, музыка через эту неразрывную связь с творческой силой Айнур и самого Эру сама по себе потенциально обладает мистической, магической силой, способностью влиять через звуки на материальный мир, преобразуя и изменяя сотворенное и творя новое. Это - одна из важных особенностей эльфийской музыки, которая будет рассмотрена далее. Но - эти свойства относятся лишь к той музыке, в которой содержатся отголоски изначальных гармоний Айнур. Особенно интересный момент представляет тут слово minstrelsy, «искусство менестреля», употребление которого - и это самое первое упоминание о «менестрелях» в СМ - может поначалу ввергнуть читателя в недоумение. В самом деле, что общего у божественных Айнур со странствующими певцами? Но использование именно этого слова применительно к пению Айнур (а не "singing", "song" и подобных) далеко не случайно. Ведь внутренней сутью менестрельного искусства являются:
Рассмотрев Великую Музыку с учетом этих положений, мы увидим, что действительно:
Запомним и этот важный момент. Итак, мы видим, что истоки многогранного эльфийского «искусства менестреля» восходят непосредственно к Айнур. Напомню, что «главным инструментом», «солистом» второй Темы Илуватара в Великой Музыке был Айну, ставший Вала Манвэ, Владыкой Ветров, а также то, что наиболее «ученым» ("instructed") музыкантом среди Айну был не кто иной как ставший Вала Ульмо, Владыка Вод. Его можно сравнить с «теоретиком» музыки, с авторитетным музыковедом, подобным падре Мартини во времена Моцарта. Не будем забывать и о том, что именно Ульмо и Манвэ составили первый «творческий музыкальный дуэт» в Эа, уже получившем свое бытие, условившись всегда вместе «слагать мелодии» до скончания веков. Эти моменты будут важны далее. Теперь перейдем к обзору музыкальной истории Средиземья и развития эльфийской музыки. Подробно каждая из составляющих музыки Эльдар - стили, жанры, инструменты и т. д. - раскрыты в соответствующих разделах, поэтому данный обзор развития эльфийской музыки и культуры за три Эпохи будет носить предельно общий сравнительно-исторический характер, как показ основных ключевых моментов и вех этого процесса.
Первое упоминание о субстанциальной природе истоков именно эльфийской музыки мы встречаем в древних преданиях самих Эльдар, гласящих, что: Таким образом, возможно предположить, что самые древние, архаичные формы эльфийской музыки были вынесены из слушания голоса вод, голоса деревьев Йаванны, «певших пред Илуватаром». Отсюда общий «натуризм» эльфийской музыки, ее неизменная связь с природой. Учитывая вышеупомянутые посылки, можно сделать косвенный вывод, что музыка эльфов на заре мира своим спокойным и мягким, подобно текущей воде, струением напоминала европейское монодическое (с зачатками полифонии) старинное пение - конкретно, амвросианский и григорианский хорал, большой знаменный распев, ранние средневековые формы - гокет, кондуктус, трактус, органум, фобурдон. Напоминаю, преимущество изначально отдавалось вокальной музыке, которой еще только предстояло развиться до высоких форм за те века, которые эльфам было суждено прожить под сенью непосредственного присутствия Валар, от которых они, очевидно, непосредственно и учились музыке со времени первой встречи с ними, постепенно развив и инструментальную музыку как самостоятельную сферу. Об этом отдельно см. раздел «музыка эльфов в общем аспекте эльфийской культуры». Мы же продолжим наш обзор начального развития эльфийской музыки рассмотрением QUENTA SILMARILLION, предания, повествующего о древнейших днях эльфийской расы.
Несколько предварительных замечаний. То есть - музыкальное искусство эльфов и людей достигло развития в указанном виде (развитая хоровая полифония и проч.) сотни лет спустя и начиналось если не с «нуля», то со ступеньки на порядок ниже той, которая задумывалась изначально. И автор попытается доказать, что развитые формы, которые на основании вышеизложенного можно было бы считать более РАННИМИ благодаря их схожести с изначальной музыкой Валар - на самом деле есть плод намного более ПОЗДНЕГО времени, результат кропотливого восстановления изначальной гармонии и ее проявлений в музыке и прочих искусствах как ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО возврата к тому, что было уже утрачено ДО прихода эльфов в мир. С другой же стороны, автор в этой связи полагает, что более ПРОСТЫЕ формы - сольная монодия с аккомпанементом или без, гомофонно-гармоническое начало - эти формы есть ИЗНАЧАЛЬНЫЕ формы эльфийской музыки, с которой начиналось ее развитие, а не результат УПРОЩЕНИЯ и разложения изощренных «древних» сложных форм музыки, процесс, аналогию которому мы видим в нашем мире - когда бОльшая часть населения Земли уже не способна воспринимать сложные классические произведения, и на наших глазах происходит предельное опрощение, примитивизация музыки. В этом смысле наш мир кардинально отличен от мира Средиземья. У нас - движение вперед, забвение старого, пренебрежение им и презрение к нему как «тормозящему» то что под развитием понимается. У эльфов же - постоянный оборот вектора от современности к древности как основному вместилищу всего истинно ценного, презрение к «современности», развитие понимается как возврат утерянной старины. Крайним выражением этой тенденции стало явление, описываемое как «стремление Эльдар на Запад» и обычно определяемое как «Исход эльфов из Средиземья». Автор же полагает, что это следует понимать не как УХОД эльфов, но напротив - как их ВОЗВРАЩЕНИЕ, конечное обретение искомого. Наиболее близкой аналогией в данном случае явилось бы обретение людьми Потерянного Рая, о котором из глубины веков до нас дошла лишь память, что он когда-то был...
|
||
Содержание |