Предисловие Эльфийская
музыка донесенная ветром Музыка эльфов, чарующая, загадочная и прекрасная, манящая и таинственная, пробуждающая в душе что-то неимоверно близкое каждому: и одновременно с этим неизвестная, неповторимая в полноте, скрытая - по той простой причине, что Перворожденные ушли на Запад, скрытый от глаз смертных, и вместе с ними ушло и их неповторимое искусство во всех его видах - в том числе и музыка. Можем ли мы хоть что-то знать и с уверенностью утверждать о ней? Можем ли мы хотя бы отчасти приблизиться к ней, воспроизвести с помощью доступных (и привычных) нам музыкально-выразительных средств? Сохранились ли хотя бы некоторые ее следы и влияния в нашем мире? Каковы были ее особенности в сфере гармонии, стилей, жанров? На каких инструментах играли эльфы? Как они обучались искусству музыки? Какова была эстетика этой музыки и ее влияние на не-эльфийские народы - Людей, Гномов, Хоббитов? Все эти вопросы имеют принципиально важное значение для тех, кто пытается познать музыку эльфов и самое главное - создавать и исполнять ее. Данное исследование, отнюдь не претендуя на полноту охвата и раскрытия всех упомянутых вопросов, тем не менее является попыткой независимого, по возможности объективного и фунламентального, широкого анализа музыки эльфов как составной и совершенно неотъемлемой части их культуры - анализа не изолированного, но учитывающего связи музыки с остальными аспектами, что неизменно ассоциируются с понятием "эльф", I Elda, Перворожденный - тех из них, что важны для наших целей, а также более широкого анализа всей музыкальной культуры Средиземья в целом и относительно эльфийской музыки и ее связей с не-эльфийскими культурами в частности. По понятным причинам анализ не-эльфийской музыки будет дан более сжато. Рассмотренные в данной работе вопросы таковы (в порядке следования):
Автор данного трактата - по роду деятельности профессиональный лингвист, кроме того, практикующий композитор-любитель, исполнитель на разных инструментах, теоретик и исследователь музыки с более чем 12-летним опытом на поприще практической музыки и исследования музыкального мира Средиземья. Допустимые аналогии между Средиземьем и нашим миром проводятся во всей работе и потому оговариваться отдельно не будут, все курсивы, разрядки и выделения в цитатах и по тексту - авторские. Работа адресована всем, кто интересуется данными вопросами и Средиземьем в целом. Материалом для исследования явились все оригинальные труды Дж. Р. Р. Толкиена (далее JRRT) по изданиям Harper Collins Publishers, анализ косвенных данных и многочисленных второстепенных по отношению к заявленной цели источников, различные примеры конкретных попыток воплощения эльфийской музыки в наши дни, равно как и личный опыт автора. По понятным причинам все оригинальные цитаты даны в русском переводе, дабы сделать работу доступной для как можно более широких кругов, несмотря на то что объем работы был из-за этого параллелизма с необходимостью несколько увеличен. Переводы даны в основном по электронной версии Муравьева-Кистяковского, поэтому к сожалению указать точные страницы не представляется возможным. В некоторых случаях автор счел необходимым изменить дословный текст перевода в целях большей точности применительно к теме данного исследования. Все цитаты на Квэнья в переводе автора данной работы даются со ссылкой на базовый труд Quenya Course by Helge K. Fauskanger. Переводы всех остальных цитат, за исключением текста творений JRRT, также сделаны автором, где это не оговорено отдельно. Данная работа может распространяться свободно и без ограничения на некоммерческих началах - при условии сохранения неизменности данного файла и размещения ссылки на автора. Если по прочтении этого труда адепты эльфийской музыки получат ответы хотя бы на некоторые из своих вопросов, равно как и стимул к дальнейшему собственному творчеству - автор будет считать свою задачу выполненной. Работа адресована прежде всего практикующим музыкантам, но будет небезынтересна для всех, кого интересует Средиземье как таковое и его культура в целом. Автор будет весьма благодарен за указание на уже существующие работы по данному вопросу, равно как и за критику, замечания и пожелания по улучшению этого исследования, и просто за отклики прочитавших его. Данная работа является ее первой версией. Желаю всем удостоившим этот труд прочтением - творческих успехов. Надеюсь, суммированные и предлагаемые здесь плоды моих изысканий окажутся вам полезны. Vityariel e-mail: vityariel@hotbox.ru |