Смычковые струнные инструменты
В источниках вскользь упоминаются лишь два конкретных семейства смычковых струнных инструментов Средиземья:
:из Дол-Амрота явились арфисты, лучшие арфисты в стране, пришли и те, кто играл на виолах (viols), на флейтах, на серебряных рогах:
:под звуки арф, виол и флейт, под звонкое многоголосое пение Государь шествовал по улицам:
:Они приволокли две виолы ростом с себя:
:Кили и Фили побежали и принесли скрипочки (little fiddles):
Данные цитаты позволяют нам довольно условно разделить эту группу инструментов на <большие> (виолы) и <малые> (скрипки).
По контексту видно также, что подобные инструменты использовались более для ансамблевой, чем для сольной игры.
Сам термин 'fiddle' четко говорит нам о том, что имелись в виду не аналоги привычных нам скрипок <кремонского> типа - еще и потому, что расчисление такого инструмента требовало весьма сложной математики. Не зря плеяда кремонских мастеров выдвинулась именно в то время, когда были сделаны первые фундаментальные исследования в сфере физической акустики, заложены основы дифференциального исчисления и т. д. Поэтому искать параллели нужно в другом направлении.
В песне Фродо, которую он поет в трактире <Гарцующий пони>, упоминается весьма конкретный инструмент - "five-stringed fiddle", что резко сужает круг поиска.
Инструментом, наиболее близким к Средиземскому 'fiddle' является не народный инструмент англо-европейско-американской традиции, как можно было бы заключить из термина. Тот же термин предполагает семейство инструментов намного более древнее и многочисленное в привычной нам музыкальной традиции. Это - старинный фидель (особенно его 5-струнная разновидность) и родственные ему инструменты. "Little fiddles" намекает нам также на возможность существования инструментов разных размеров в пределах единой группы. Одним из весьма близких аналогов является <старший брат> средневекового фиделя - ребек, на котором играли лукообразным смычком (в отличие от спрямленного, которым играли на фиделе), то ли держа инструмент привычным образом наподобие виолы да браччо - у плеча, то ли перед собой струнами <от себя>. Нижеследующая серия демонстрирует эти инструменты и типичные способы игры на них:
5-струнный фидель
4-струнный фидель
Ребек
Два основных способа игры на ребеке
Что касается более крупных <виол> с пониженной относительно фиделей и ребеков тесситурой, сам термин ясно указывает на инструмент, аналог которому не привычная нам виолончель, а ее намного более ранние предшественники виолового семейства, например, такие как виуэла, виэль, виоль д'амур и прочие, которые из-за увеличенного размера держались только перед собой грифом вверх (число струн было различно, но не более 6-7):
Все инструменты этого семейства обладали очень выразительным мягким, теплым, грудным, иногда слегка <гнусавым> тянущимся тембром, что делало их достойными соперниками арфе в выражении лирических, мечтательных ощущений и переживаний, передаче непосредственных эмоций, контрастном аккомпанементе пению. Нет прямых указаний на сольные жанры, связанные со смычковыми струнными у Эльдар и в Средиземье, но вряд ли можно сомневаться в том что Эльфы развивали до высшего совершенства ВСЕ типы музыки на ВСЕХ инструментах...