Жанровые и стилистические особенности эльфийской музыки, эльфийская гармония и инструменты эльфийской музыки, возможности ее воплощения в нашем мире и традиционными для нас средствами.

Щипковые струнные инструменты

Рассмотрение этого раздела начнем, как вы уже догадались, с инструмента, который праву можно назвать <королевой музыки Эльдар>, инструмента воспетого в песнях и балладах, инструмента сыгравшего роль историческую, затмевающего по значимости все прочие, инструмента, прошедшего победным шествием по всему Средиземью, везде вызывая преклонение, обожание и восторг, завоевывая души и покоряя сердца.
Речь идет об эльфийской арфе, ставшей воплощением и символом музыки Эльдар - и их самих. Во всех источниках эльфийская арфа упоминается чаще всех остальных инструментов, что говорит о ее широчайшей распространенности и популярности начиная с наидревнейших времен. 
Что же послужило причиной того что именно арфа стала высшим проявлением музыки Эльдар и ее стандартом де-факто?
Во-первых, причина кроется в многогранности и УНИВЕРСАЛИЗМЕ арфы - как в чисто техническом аспекте, так и по отношению к широчайшему спектру эмоций, которые можно было выразить с помощью этого инструмента. Сравним:

:Как мои дела? - воскликнул он. - Да я уж и не знаю, как мои, а вообще-то, вообще... - он раскинул руки, - ну, как бывает весна после зимы, как теплое солнце зовет листья из почек, как вдруг затрубили все трубы и заиграли все арфы!
(Сэм - Like trumpets and harps and all the songs I have ever heard:)

:она (Галадриэль) пела печальную эльфийскую песню, негромко аккомпанируя себе на арфе. Грустно, но сладкозвучно звенел напев, словно бы приглушаемый зимней прохладой:

:под звуки арф, виол и флейт, под звонкое многоголосое пение Государь шествовал по улицам:

:слышите - поют, играют на арфах!: Этот пир был еще пышнее, еще роскошнее прежних:
:Среди скал зазвучали голоса и песни, чего не бывало уже давно. Эльфы заиграли на арфах (elven-harps), послышались дивные мелодии (sweet music). И со звуками музыки холодный воздух словно согрелся, и до гномов донесся слабый аромат лесных цветов, как будто сейчас была не глубокая осень, а весна:

:Gil-Galad was an Elven-King
Of him the harpers SADLY sing:

И т. д., вспомним также историю первой встречи Финрода с людьми.
Еще некоторые из причин, по которой арфа приобрела столь большую значимость - ее чрезвычайно богатый тембровый фонизм, ласкающий слух многоцветьем обертонов, весьма большой диапазон воспроизводимых звуков, красочность звучания, изящество и утонченность самого внешнего вида инструмента, возможность воспроизвести на ней множество эффектов - переливы струящихся вод, перезвон колокольчиков, мерцание лунного и звездного света, шепот ветра в листьях, соловьиные трели и множество иного, без чего музыка Эльдар немыслима - ибо они, как уже сказано, неизменно воплощали в звуках все то, что ощущали и видели вокруг себя.
Арфа упоминается уже с древнейших времен истории Эльдар. Эльфийская традиция возводит ее появление еще к временам Валинора. Так, в <Песни о Эарендиле> читаем:

:he saw: the lamplit towers of Tirion:
He tarried there from errantry
And melodies they taught to him,
And sages old him marvels told
And harps of gold they brought to him:

:В отдохновенье он внимал
Мелодиям святой земли
И старцы мудрые ему
златые арфы принесли:

Несомненно, на арфе играли все великие музыканты древних Эльдар - Маглор, Даэрон, Финголфин, Финрод, Фингон, Галадриэль и т. д.
Рассмотрим теперь конкретные разновидности этого инструмента, которые можно было встретить у Эльдар.
По отношению к размеру выделяются как минимум два вида арф, но предположительно их было не менее трех-четырех, как будет показано далее:

- <стандартная> арфа, <эльфийская арфа> (harp, elven-harp)
- <малая> ручная арфа, например:

:in her hand she held a harp:
:она (Галадриэль) держала в руке арфу:

:a silver harp was in his hand:
:Элронд был в серой мантии и алмазном венце; в руке он держал серебряную арфу,.. 

По отношению к материалу - упоминаются арфы неметаллические, т. е деревянные (в большинстве случаев) и отдельно выделяются арфы <золотые> ("harps of gold", часто упоминаемые в песнях и балладах) и <серебряные> (см. выше), как правило - ручные. Вряд ли стоит это понимать в прямом смысле - что инструмент целиком изготавливался из чистого золота или серебра, даже небольшой. Эти довольно мягкие металлы неминуемо были бы деформированы под силой натяжения струн, если бы из них была изготовлена вся звуковая рамка с подструнниками, колками и т. д. Скорее, основа из другого металла полностью серебрилась или золотилась, что позволяло добиться одновременно и прочности, и роскоши отделки инструмента. Точно так же невозможно было изготовить и струны из золота или серебра - они были бы крайне пластичны и не держали строй инструмента, быстро растягиваясь или лопаясь при игре.
Для более полного представления об эльфийской арфе и манере исполнения на ней целесообразно рассматривать их в параллели с известными нам инструментами - ибо в основном принципе звукоизвлечения арфы Эльдар ничем не могли отличаться от них, разнясь лишь большим мастерством изготовления, качеством звука и материала, конкретной настройкой и механизмом хроматизации струн, если таковой применялся.
В качестве ближайших возможных аналогов возьмем старинную кельтскую арфу clairseach в ее разновидностях, а также европейские готические арфы и иные сходные инструменты.
Основное (базовое) различие в типах арф определяется прежде всего их размером, ибо это определяет саму возможную и допустимую технически манеру исполнения на арфе, зависящую от положения инструмента относительно самого играющего и его рук. В качестве общей, универсальной для любых размеров арф детали стоит упомянуть обязательное наличие резонатора, который бывает заструнным и подструнным, продольным и поперечным относительно основной плоскости струн.
Самым совершенным и богатым по возможностям в этом смысле инструментом является <полная> арфа - <стационар> с полным аккордом струн.

Стационарная арфа с заструнным продольным резонатором
Это, как правило, арфа <концертно-кабинетного> типа, не предназначенная для музицирования вне помещения, закрепленная на постоянной несъемной устойчивой подставке, число струн как правило равно или превышает 40 (до 47), играют на такой арфе обеими руками, сидя. 

Промежуточным, компромиссным во многих отношениях вариантом является <средняя> арфа:



Арфы среднего размера с продольными и поперечными резонаторами, с небольшой подставкой и без нее.

Автор полагает, что именно этот тип арфы был наиболее распространен у Эльдар и в Средиземье как наиболее универсальный и удобный по своим возможностям. Действительно, по диапазону эти арфы ненамного уступали <большим>, имея 30-35 струн, но были куда удобнее в обращении и портативнее, что позволяло брать их с собой в странствия или выносить из помещения на лоно природы. Размер инструмента допускал различную манеру исполнения - то ли закрепляя инструмент перед собой на небольшой подставке для устойчивости и сидя на возвышении - стуле и т. п. (см. илл.), то ли, как на нижеследующих иллюстрациях, сидя с опорой лишь спины, разместив инструмент перед собой как удобно, что тоже позволяло пользоваться обеими руками при игре:









Самым маленьким представителем арфового семейства были <дорожные> арфы - портативы и арфы с симметричным корпусом (рапсодические лиры, кифары, бардовские крюйты и родственные им инструменты), с продольным подструнным (как правило) резонатором или без него. Этот инструмент был необременителен в дальнем пути и допускал самую большую свободу обращения, на нем можно было играть как угодно - сидя, стоя, на ходу, положив инструмент на одно или оба колена, либо одной рукой удерживая, а другой играя и т. д. Но при этом возможности этих инструментов, имевших 15-22 струны, были самыми скромными сравнительно с их <большими> аналогами. Как правило, маленькие арфы использовались как инструмент, аккомпанирующий пению, для сольной инструментальной игры их применяли значительно реже. Нижеследующая серия иллюстрирует как сами типы малых арф, так и разнообразные способы игры на них:










Неизвестно, обладали ли арфы Эльдар каким-либо механизмом хроматизации (перетяжки) струн для обогащения основного звукоряда, как это имеет место быть в современных педальных арфах (в древних европейских и кельтских инструментах это реализовывалось за счет специальных <шпеньков> (blade levers), с помощью которых можно было по ходу игры перестраивать струны. Таким образом, если этот механизм и существовал, устроен он должен был быть сходным образом).
Технически арфа была крайне подвижным и разнообразным инструментом, позволяя извлекать аккорды, пассажи, трели, играть мелодию с аккомпанементом, сопровождать пение, играть соло и с другими инструментами, варьировать громкость звука и т. д. Играть можно было как одной, так и обеими руками, щипком и скольжением по струнам, пальцами либо с помощью специальных плектров (в старинной традиции ирландских арфистов для защипывания струн использовались специально для этой цели отращенные длинные ногти музыканта. Последним из бардов, игравших в подобном стиле, был Деннис Хемпсон, ум. 1807).
Материал для струн мог быть весьма различен. На древнейших инструментах использовались жильные струны (теперь - нейлоновые), на традиционных инструментах - медные и бронзовые, которые могли быть обвиты золотой и серебряной канителью.
Отделка арф могла достигать (и как правило, достигала) уровня произведения искусства, что придавало очень большую ценность инструменту самому по себе, это видно из следующего:

:гномы вынесли арфы и прочие музыкальные инструменты, найденные в сокровищнице:

Имеется в виду сокровищница Смога - а если бы арфы не были столь роскошно отделаны, что это позволило им занять подобающее место среди прочих сокровищ, дракон просто изломал и выбросил бы их как нечто ненужное, каковую разруху гномы и наблюдали во всех остальных помещениях Горы.

Звуки арфы сопровождали любого эльфа с самого момента его рождения вплоть до ухода на Запад. Арфу брали с собой странствующие менестрели и просто путешествующие Эльфы. Одно из первых знакомств Эльфов и Людей произошло через музыку, сыгранную эльфом - пусть на человеческой, <грубой>, но все же арфе. Арфовая музыка как никакая другая являлась аккумулятором, преобразователем и выразителем гармонии окружающего мира во всем его многообразии - так, как это ощущали Эльдар: 

Нет никаких упоминаний о том, были ли в музыкальном обиходе Эльдар щипковые инструменты на цельнодеревянной безрамной основе (типа гуслей или кантеле), а также ЛАДОВОГО типа (с грифом) типа лютни. Косвенные данные тоже не позволяют сделать однозначных выводов, хотя наличие смычковых струнных (у которых был гриф, правда, безладовый) говорит в пользу наличия и щипковых струнных с грифом. Поскольку подобные инструменты являются неотъемлемой частью музыкальной культуры практически всех народов, даже весьма примитивных, можно гипотетически обоснованно предположить (с учетом вышесказанного), что они бытовали и в музыкальной культуре Эльдар. Поскольку ни одного упоминания о конкретных разновидностях подобных инструментов в Средиземье не сохранилось, автор ограничится лишь кратким обзором известных инструментов подобного типа. А поскольку их семейство чрезвычайно велико, можно предположить и то, что аналог хотя бы одному из приведенных примеров мог существовать и у Эльдар.






Ренессансная лютня (Knickhals-Laute)


Цитра (цитоль)




Подобные инструменты обладали разным числом струн (4-22), тембром и диапазоном, настраивались в кварто-квинтовом строе, за пределами ладов и грифа могли натягиваться басовые струны фиксированной настройки. По возможностям они были весьма богаты, по размерам - невелики и портативны. Могли употребляться как для сольной игры, так и для аккомпанемента, самостоятельно или в паре, или в составе большей группы инструментов и голосов.

 

Предыдущая тема

Содержание

Следующая тема

Hosted by uCoz