Начиная рассмотрение данного вопроса применительно к музыке Эльдар, стоит еще раз упомянуть о том, что все наивысшие положительные ценности Эльдар, их бытия и культуры неизменно были связаны с <днями золотой старины>, ценностный вектор был направлен в прошлое - к дням Валинора, времени пребывания в прямом присутствии Валар. Применительно к культуре и музыке это неизменно должно было выражаться в <консервации> и неизменности древних стилей, форм и конкретных произведений. Особой - и непосредственно связанной с музыкой - ценностью был квэнья, древний язык Старших Эльфов, единственное хранилище старины и средство прикоснуться к живой истории для эльфов Средиземского <рассеяния> - через предания и письменность. Действительно, читаем:
Из языков перворожденных в этой книге упоминаются два: язык высоких эльфов, или квенди, и язык серых эльфов, или синдарин. Язык высоких эльфов - это древний язык Эльдамара за морем, на нем первом была создана письменность. Он перестал быть живым языком, а превратился в своеобразную "эльфийскую латынь", по-прежнему используемую в торжественных церемониях, сказаниях и песнях высокими эльфами, которые в конце первой эпохи остались в изгнании в Среднеземелье.
С одной стороны, это еще одно прямое доказательство существования церемоний (и культа, о чем было сказано ранее) у Эльдар, с другой стороны - указание на консервацию церемониальной формы и ее прямую связь с языком и музыкой. Известно, что сакральные священные формы искусства менее всех прочих подвержены изменениям, сохраняясь в практически неизменном канонизированном виде в течение сотен, а то и тысяч лет.
Начало церемоний Эльдар было заложено на заре бытия мира самими Валар:
:at each first gathering of fruits Manwё made a high feast for the praising of Eru, when all the peoples of Valinor poured forth their joy in music and song upon Taniquetil.
:каждый раз, в начале сбора плодов, Манвэ устраивал великое празднество во славу Эру, когда все народы Валинора пели и веселились на Таниквэтиль...
Вспомним и следующее:
Причисляю тебя к друзьям эльфов и благословляю (name blessed)
Король лесных эльфов - Бильбо, явно прослеживается культово-религиозный элемент (не к власти ли Валар взывал Трандуил, благословляя?)
Многое может нам сказать сам термин, которым JRRT неизменно обозначает традиционные церемонии и празднества Эльдар: feast, festival. Сравним и сразу определим сами праздники и их связь с музыкой:
it came at night upon a time of festival, when all the people of Gondolin were upon the walls to await the rising sun, and sing their songs at its uplifting; for the morrow was the great feast that they named the Gates of Summer.
:и явились ночью, во время празднества, когда весь народ Гондолина собрался на стены, чтобы дождаться восхода солнца и пропеть гимны в его честь, ибо наутро был великий праздник, называвшийся Врата Лета:
(Гондолином владел Тургон, второй сын Финголфина)
for even as Morgoth and Ungoliant came in ages past, so now Earendil had come at a time of festival, and wellnigh all the Elvenfolk were gone to Valimar, or were gathered in the halls of Manwё upon Taniquetil, and few were left to keep watch upon the walls of Tirion.
:ибо, как некогда Моргот и Унголианта, так ныне Эарендиль появился во время празднества, и почти все эльфы ушли в Валимар, либо собрались в чертогах Манвэ на Таниквэтиле, и лишь немногие остались нести стражу на стенах Тириона:
There came the Vanyar, and there came the Noldor of Tirion, and the Maiar were gathered together, and the Valar were arrayed in their beauty and majesty; and they sang before Manwё and Varda in their lofty halls, or danced upon the green slopes of the Mountain that looked west towards the Trees.
:были там и Ваниар, и Нолдор Тириона, и Майар собрались вместе, и Валар облачились в красу и величие; они пели пред Манвэ и Вардой в их высоких чертогах и плясали на зеленых склонах Горы, обращенной к Древам.
Тем не менее
Only the Teleri beyond the mountains still sang upon the shores of the sea; for they recked little of seasons or times,
:лишь тэлери за горами по-прежнему пели на берегах моря, ибо времена года мало трогали их:
:из-за окраины мира блеснул Небесный Меченосец Мэнальвагор в сверкающем поясе. Эльфы встретили его звонкой песней (burst into song), и где-то неподалеку вспыхнуло ярко-алое пламя костра:
because of the prayers of Lorien and Este: Varda changed her counsel
:по молитвам Лориэна и Эстэ: Варда изменила свое решение:
еще один намек на возможный обряд
:В этот вечер в лесах и в дворцовых залах шел пир по поводу осеннего праздника (great autumn feast). Поэтому почти все эльфы беспечно веселились:
:После чего все спустились к воде посмотреть, как пляшут и поют эльфы:
Upon the midsummer's eve, Иванов День (летнее солнцестояние)
(танцевальная музыка + праздник, традиция)
:эльфы: мечтали о весне, которая шла на смену зиме:
(а значит, и пели о приходе весны)
And they made a feast in memory of Gondolin and of the Elves that had perished there, the maidens, and the wives, and the warriors of the King; and for Glorfindel the beloved many were the songs they sang, under the willows of Nan-tathren in the waning of the year. There Tuor made a song for Earendil his son concerning the coming of Ulmo the Lord of Waters to the shores of Nevrast
:и устроили они поминальное празднество в память о Гондолине и эльфах, погибших вместе с ним; о девах, женах и королевских воинах, и под ивами Нан-Татрена, на исходе года много песен спели они о милом их сердцам Глорфиндэле. Тогда же Туор сложил для сына своего Эарендиля песню, повествовавшую о явлении Ульмо, Владыки Вод на берегах Нэвраста:
Основное смысловое наполнение терминов feast, festival - <празднество, посвященное воспоминанию какого-то события, как правило, связанное с ВЕСЕЛЬЕМ и РЕГУЛЯРНО ПОВТОРЯЮЩЕЕСЯ>. Но, как видим, подобные празднества бывали и скорбно-поминального характера. Основываясь на вышеприведенных цитатах, можно четко определить жанры сакрализованной музыки, связанной с культурно-историческими традициями Эльдар:
- музыка, связанная с культом Эру и Валар
- музыка, посвященная воспоминанию конкретных СОБЫТИЙ и ЛЮДЕЙ, как радостного, так и скорбного характера.
- музыка, связанная с циклом празднеств времен года (весна, лето, равноденствие, осенний сбор урожая и т. д.) (что не имело слишком большого значения для Тэлери, как видно из цитаты)
- гимны, воспеваемые при восходе солнца и звезд
- моление, которое могло выражаться и музыкально.
- танцевальная музыка, сопровождавшая некоторые празднества.
Весьма специфичным для культуры Эльдар знаком высшего уважения к ушедшему было ОТСУТСТВИЕ песен о павшем герое, как знак сильнейшей потери, эмоций, как бы <превышавших> возможность даже эльфийского выражения. таким образом герой окружался ореолом благоговейного молчания, которое превыше всякой музыки, как видно из следующего:
Thus died Fingolfin, High King of the Noldor, most proud and valiant of the Elven-kings of old. The Orcs made no boast of that duel at the gate; neither do the Elves sing of it, for their sorrow is too deep:
Так пал Финголфин, верховный Король Нолдор, самый доблестный и величавый из древних эльфийских владык: орки не похвалялись исходом единоборства у врат; не сложили песен о нем эльфы, ибо слишком велика была их скорбь:
Немаловажным фактором ценностной системы в культуре Эльдар был сам образ их жизни, неизменная связь с природой, ощущение биения ее ритмов, понимание <речи зверей и птиц>, любовь к мерцанию звезд и голосу текущих вод, что неминуемо накладывало неповторимый отпечаток и на их музыку:
:.просто нам с вами оказалось по пути. Я люблю гулять при звездах и был бы рад составить вам компанию: (Фродо - эльфам. Гуляние под звездами как типичная особенность).
:(Лесные Эльфы) жили и охотились по большей части на открытом воздухе, в лесах. Жили они на земле и на деревьях, из всех деревьев больше любили буковые. Пещера же была королевским дворцом, сокровищницей и крепостью при нападении врагов. Там же находились и темницы для пленных:
:I lifted up the branches of great trees to receive them, and some sang to Iluvatar amid the wind and the rain:
Я вздымала ветви дерев, чтобы пить его (дождь), и некоторые пели для Илуватара среди ветров и ливней.
Это - слова самой Йаванны о деревьях и намек на источники возможных стилей Эльдар - музыкальное подражание поющей воде, поющему дереву и т. д, например:
Мэллорны звенели голосами эльфов
Murmuring and singing - <нашептывали и напевали>
(Музыкальность энтов находится в прямой связи с вышеприведенной цитатой, об этом см. раздел <Эльфийская музыка в Средиземье>)
Как сам образ жизни Эльфов многообразно влиял на их музыку, можно рассмотреть и на основании следующего:
Now in his wide realm many Elves wandered free in the wild, or dwelt at peace in small kindreds far sundered
:в его (Тингола) обширных владениях многие эльфы вольно бродили в дебрях или жили отдельно маленькими родами:
Во-первых, это говорит о том, что странствующие Эльфы - подданные Тингола пользовались портативными музыкальными инструментами, а сложные вокально-инструментальные жанры там были не столь развиты как у прочих Эльдар - по причине элементарной нехватки исполнителей для большого ансамбля.
Такой крайне важный фактор как предельное долголетие эльфов, практическое бессмертие, очень повлиял на всю культуру Эльдар, по сути именно благодаря этой особенности культура Эльдар и их музыка и приняли известный нам вид - в силу того, что Эльфы единственные во всем Средиземье могли совершенствовать свое искусство практически бесконечно, располагая неограниченным временем и доводя все чем они занимались до крайнего совершенства, какое только возможно в физическом теле, с учетом его неизбежных ограничений. Другим следствием долголетия Эльфов являлось то, что практически любой Эльф, а особенно Эльф-путешественник, знакомый с искусством своих сородичей из иных племен Эльдар, был <микрокосмическим> носителем <макрокосма>, владея всей многогранной полнотой эльфийской культуры. В самом деле, человек за свою короткую жизнь успевает познать лишь малую часть того что освоено всем человечеством за время исторического процесса. Любой же Эльф был как субъектом, так и объектом этого процесса, являясь живым свидетелем давно ушедших эпох и событий, участвуя в событиях, являясь их творцом и наблюдателем. Вспомним удивление хоббитов при словах Элронда, когда тот напрямую сказал о том что помнит Войны Кольца и битву Последнего Союза, поскольку сам в ней участвовал:
Следствием из этого является то, что при всей очевидной разнице способностей и талантов между конкретными Эльфами, в целом они бесспорно были самым <однородным> народом Средиземья в смысле именно умений и возможностей, в смысле предельной развитости ВСЕХ способностей у КАЖДОГО эльфа. Раз узнав что-то новое - в том числе и хорошую мелодию - эльф никогда уже ее не забывал, все время накапливая новые впечатления.
:Для эльфов прошлое вечно продолжается, и память у них - как живая жизнь:
А это говорит о колоссально высоком <общем> уровне музыки Эльдар, на котором тем не менее все же выделялись <особо> великие - Финрод, Даэрон, Маглор и т. д. В самом деле, проведем аналогию - в любом оркестре в любой инструментальной и вокальной партии есть солисты, а есть <просто музыканты>. А теперь представим оркестр, в котором КАЖДЫЙ музыкант талантом и виртуозностью равен Моцарту, Баху или Бетховену.
Вот это и будет ансамбль, способный приблизиться к музыке Эльдар.
Тем не менее в отрыве от <живой> традиции, при эпизодичности контактов с основными <центрами> эльфийской культуры некоторые (похоже, что многие) Эльдар Средиземья постепенно теряли то богатство, что потенциально было им доступно:
Дальше я петь не могу, - сказал он (Леголас). - Это только часть нашей древней песни, но остального я, к сожалению, на память не знаю. Песня очень грустная: она рассказывает о том, как Кветлориэн затопила печаль, когда морийцы, добывая мифрил, невольно разбудили злое лиходейство, а Нимродэль погибла в Белых горах...
Значит, в отрыве от первоисточника и Эльфы забывают то что знали или могли бы знать (I have forgotten much). Очевидно, Леголас <забыл> Песнь о Нимродели еще и потому, ибо ему не слишком часто доводилось ее полностью исполнять:
Теперь рассмотрим связи музыки Эльдар с прочими элементами их культуры и искусства.
В качестве предварительного замечания отметим, что через связи с иными видами искусства можно судить и о чертах музыки, ибо все искусства являются выражением единого стиля, единой духовной <доминанты>. Поэтому стилистические черты разных искусств Эльдар можно с полным правом экстраполировать и на их музыку.
Музыка и литература
Начнем с того, что практически везде <песня и предание> упоминаются вместе. Подробнее об этом - в разделе <Вокальная музыка Эльдар>. Тут же скажем, что причина этого очевидна - любые стихи можно было переложить на музыку, любую мелодию - украсить словами и спеть, а не только сыграть на музыкальном инструменте. Одно как правило <тянуло> за собой другое и предполагало его, даже и в таком случае:
And as the years passed Melian and her maidens filled the halls with woven hangings wherein could be read the deeds of the Valar, and many things that had befallen in Arda since its beginning, and shadows of things that were yet to be. That was the fairest dwelling of any king that has ever been east of the Sea.
:.Мелиан и ее девы: заполнили зал ткаными коврами, где можно было прочесть о делах Валар и о многом, что случилось в Арде с ее основания: то было прекраснейшее из королевских жилищ:
Ведь если прочитать, то и СПЕТЬ эти сказания тоже было можно, да так оно скорее всего и было.
Кроме <канонизированных> песен и преданий, вполне очевидно, Эльфы охотнее перелагали на музыку именно те сказания, которые были ближе им самим - исторически и географически, то что было наиболее значимо для каждого конкретного племени Эльдар. Тэлери больше пели о Море, Ульмо, странствованиях Эарендила, эльфы Элу Тингола - сказания о деяниях Берена и Лютиэн, обитатели Амана - песни радости, эльфы Лихолесья - о победе над Драконом и песни об Онодримском разлучении онтов и т. д., как видно из следующего:
: Да любой тебе эльф в Глухоманье слышал и помнит жалобные песни про онодримское разлучение (Леголас)
:Про чудесные фангорнские родники у нас и песни поются:
Сказания и сами песни передавались и в письменном виде, в виде свитков (scrolls of lore and song). В этом же виде с музыкальным искусством Эльдар могли знакомиться и иные расы Средиземья (знатоком подобных свитков был, к примеру, Фарамир), о чем см. соотв. раздел.
Музыка и архитектура, изобразительное искусство
Рассмотрим некоторые краткие цитаты, говорящие о типичном стиле эльфов в пластике и изобразительном искусстве:
:Золотые лестницы Валмара:
Хрустальная лестница Тириона, священный холм Туна
:Из жемчуга были их чертоги
:Корабли - лебеди:
:Любовь к свету и серебру (сами среброволосы):
their joyful labours Веселые, радостные труды (нолдор), т. е. такова была и музыка
the silver domes of Valmar серебряные купола Валмара:
Т. е. видно, что Эльдар (особенно ранние) любили легкость, изящество, яркие цвета, драгоценности и благородные металлы, всем этим они роскошно украшали свои жилища и самих себя. В самом деле,
And Feanor came not in raiment of festival, and he wore no ornament, neither silver nor gold nor any gem:
Феанор не надел праздничных одеяний - ни вышивок, ни серебра, ни злата, ни драгоценных каменьев не было на нем:.
Т. е. его появление на празднестве в <обычной> повседневной одежде было воспринято как моветон, отклонение от того как было положено одеваться. А сам стиль описанных одеяний как конкретное выражение типично <эльфийского> стиля вообще позволяет отчасти судить и об особенностях музыки Эльдар как еще одного проявления ТОГО ЖЕ САМОГО стиля. Условно можно предположить потенциальное наличие богатой мелизматики и орнаментики во многих эльфийских мелодиях, вокального <блеска> и изящества, колоратурных переливов, всего что обозначается в европейской традиции термином bravura. Продолжить ряд этих возможных аналогий мы представляем читателю.
Для архитектуры больших городов Эльдар свойственно соединение легкости, изящности - и грандиозной монументальности, столь поразившее некогда Финрода в Менегроте:
But Turgon dwelt still for the most part in Nevrast, until it came to pass that at last the city was full-wrought, after two and fifty years of secret toil. It is said that Turgon appointed its name to be Ondolindё in the speech of the Elves of Valinor, the Rock of the Music of Water, for there were fountains upon the hill
:Тургон, однако, жил большей частью в Нэврасте, пока наконец, через пятьдесят два года тайных трудов, город не был построен. Говорят, что Тургон хотел назвать его на языке эльфов Валинора Ондолиндэ, Утес поющей воды, ибо холм украшали фонтаны:
Gondolin: became fair indeed and fit to compare even with Elven Tirion beyond the sea. High and white were its walls, and smooth its stairs, and tall and strong was the Tower of the King. There shining fountains played:
:Гондолин: стал воистину прекрасен и достоин равняться даже с Тирионом Заморским. Высоки и белы были стены его, гладки лестницы, величественна и стройна и мощна башня Владыки: Там, играя, сияли фонтаны:
Как видим, тема <поющей воды> и природы вообще - в виде близлежащих водоемов или <поющих фонтанов>, многочисленных посаженных деревьев, - была очень близка Эльдар, которые даже в условиях города не желали терять связи с природой. Несомненно, это влияло и на музыку как таковую, вряд ли можно говорить о неких специфично <урбанистических> жанрах музыки Эльдар в противовес тем, что бытовали у чистых <натуристов> - Лесных Эльфов, у Тэлери, у Нандор, обитателей Лориэна и т. д. Тем не менее величие и красота окружающей обстановки неизменно проявлялась и в музыке, которой придавался праздничный, торжественно-возвышенных характер.
С другой стороны, наличие зданий и помещений у Эльдар, искусно вписанных в окружающий естественный ландшафт, дает основание предполагать и о некоей связанной с этим специфике музыки, наличие <камерных> жанров, самой архитектурной оптимизации зданий под нужды музыки, которая занимала крайне важное место в бытии Эльдар, это вряд ли можно оспорить. Сравним:
В этой Обители, как говаривал Бильбо, было приятно и есть, и спать, и рассказывать о своих недавних приключениях, и петь песни, и читать стихи, или размышлять, сидя у камина
(у Элронда), и далее:
Дом Элронда был само совершенство; там было хорошо всем - и тем, кто любит поесть и поспать, и тем, кто любит трудиться, и кто любит слушать или рассказывать истории, петь или просто сидеть и думать, и тем, кому нравится все понемножку
Это - признак того, что под музыку и обучение ей могли быть выделены особые отдельные помещения, подобно Каминному Залу (по крайней мере инструменты должны были где-то храниться), ср.
:хоббиты радовались каждому дню, проведенному среди гостеприимных эльфов, каждой трапезе и каждой песне, услышанной в уютном Каминном зале:
Вечерами хоббиты собирались все вместе и, сидя в уютном Каминном зале, слушали древние предания эльфов:
у восточного торца дома, на просторной веранде, обращенной к востоку, Фродо увидел своих друзей
Возможно, это было типичное место для музицирования.
Таким образом, видно, что музицирование как совмещалось с трапезой, так и было самостоятельным традиционным ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ времяпровождением на уровне обычая, сразу после трапезы, средством прикосновения к великому общему Древу Жизни Эльдар, если можно так выразиться:
- Эльфы называют этот зал Каминным, - негромко сказал ему старый маг. - Сейчас ты услышишь множество песен и занимательных историй
Традиции, обычаи - музицирование сразу после трапезы.
Они будут петь еще очень долго, и после этой песни, про Элберет, запоют о своей Благословенной Земле
Это говорит о типичной предсказуемой последовательности, некоей <программе>, связанной с таким традиционным музицированием, которое как правило длилось очень долгое время, что можно видеть и из следующего:
Наконец, когда солнце склонилось за полдень и протянулись тени деревьев, песнопевец закончил песнь...