Истоки эльфийской музыки

Эльфийская музыка от Куйвиэнэн до начала Третьей Эпохи (обзор)

    ...By the starlit mere of Cuivienen, Water of Awakening, they rose from the sleep of Iluvatar; and while they dwelt yet silent by Cuivienen their eyes beheld first of all things the stars of heaven. Therefore they have ever loved the starlight, and have revered Varda Elentari above all the Valar.
    У озаренного звездами озера Куйвиэнэн, Вод Пробуждения, очнулись они ото сна, и пока они - еще в молчании - жили у Куйвиэнэн, глаза их видели звезды, и звездный свет стал им милее всего, и впоследствии более всех Валар почитали они Варду.

Так повествует предание о начале эльфов. Читаем далее:

...the first sound that was heard by the Elves was the sound of water flowing, and the sound of water falling over stone.
...первыми звуками, которые услыхали эльфы, были плеск и журчание бегущих струй.

Итак, не может быть сомнения в том, что именно звездный свет и голоса бегущих вод наложили неизгладимую печать на музыку всех эльфов во все времена, начиная с самого появления эльфов. Как повествуется в том же предании, Валар не присутствовали при пробуждении эльфов и их первых «днях», и эльфы «долго жили в первом своем доме под звездами», возможно, сотни или тысячи лет в современном понимании - ведь даже само солярно-лунное исчисление времени появилось позже, с сотворением светил. Это важный момент - ибо мы видим, что изначальная музыка эльфов зародилась и развивалась САМОСТОЯТЕЛЬНО и НЕЗАВИСИМО от Валар. Таким образом, подтверждается предположение о том, что к искусству Валар эльфы были приобщены намного позже, начав развивать свое искусство с некоего «минимального» уровня. Можно предположить, что наиболее ранними формами эльфийской музыки были сольные песни - с одной стороны, мелодически подражавшие плавному струению вод, падению капель, а с другой стороны - воспевавшие звезды и их свет. В пользу именно песни косвенно говорит и то, что «они не встречали еще других существ, обладавших даром речи ИЛИ пения». Это синонимическое «или» не случайно, оно говорит о том, что эльфийская музыка как таковая с самых первых дней ее существования неразрывно связана с музыкальностью эльфийской речи, а значит, это позволяет нам хотя бы отчасти судить о том, что музыкальная ритмика и мелодика древней эльфийской музыки вполне могла определяться ритмикой и мелодикой эльфийской прозы и, позже или одновременно - поэзии. Вспомним, например, описание Глорфинделя - "and his voice like music", «сам звук его голоса был подобен музыке» А значит, возможно на основании вышесказанного предположить, что сами песни эльфов в то время более напоминали монодический ритмизованный речитатив без сопровождения, становление мелодии только начиналось. Ср. мелодию «Намариэ», написанную лично JRRT (ссылка в конце работы). Ее вполне можно отнести к наидревнейшим образцам эльфийской музыки, что подтверждает тезис автора.

С другой стороны, в пользу песни как самого раннего проявления музыки эльфов прямо говорит и следующее первое прямое упоминание о собственно эльфийской музыке:

    ...most ancient songs of the Elves, of which echoes are remembered still in the West, tell of the shadow-shapes that walked in the hills above Cuivienen, or would pass suddenly over the stars; and of the dark Rider upon his wild horse that pursued those that wandered to take them and devour them.
   
...в самых древних эльфийских ПЕСНЯХ, память о которых все еще жива на Западе, поется о призрачных тенях, что бродили в холмах вокруг Куйвиэнэн и затмевали ЗВЕЗДЫ, и о черном Всаднике на диком коне, который преследовал ушедших, чтобы схватить и пожрать их.

Тем не менее, музыка уже изначально была заложена в саму суть Детей Илуватара, ибо сами они были рождены музыкой, Третьей Темой. Немаловажен следующий момент:

    « For Elves and Men are the Children of Iluvatar; and since they understood not fully that theme by which the Children entered into the Music, none of the Ainur dared to add anything to their fashion"
    ...никто из Айнур не понял до конца той Темы Илуватара, с которой Дети пришли в Музыку...»

Это - свидетельство того, что Третья Тема скрыта в самой сути Детей Илуватара, и это же говорит нам о том, что Дети Илуватара изначально обладали способностью к РАЗВИТИЮ музыки СВОЕЙ, в том числе - ИНОЙ чем у Айнур и НЕЗАВИСИМО от них.

Вывод таков - изначально Эльфы явились творцами самобытного стиля, который тем не менее развивался - пусть и неосознанно, не путем прямых заимствований и подражания - в общем русле, определяемом связью самой Третьей Темы через Айнур - к Эру. То есть постепенно родилось и утвердилось многоголосие, развитые формы упомянутой выше монодии (унисонного пения в хоре или соло, без сопровождения) - до встречи с Валар, скорее всего, преобладало именно это направление, - и хоровой полифонии, получившей высшее развитие после знакомства с высшими формами музыки Валар, хотя ее основы наверняка были заложены еще до этого. Гомофонно-гармонический стиль (мелодия с сопровождением, а также сплошное движение аккордами, гармонизующими мелодию) очевидно развивался параллельно и явился именно тем неповторимым элементом, который самостоятельно внесли эльфы в многоголосную музыку Айнур, вложенную им в плоть и кровь, поскольку осознанно ориентироваться им в то время было еще не на кого по причине изоляции как от Валар, так и от людей. Тем не менее время шло, музыка совершенствовалась, и Оромэ, первый из Валар встретившийся с эльфами, услышал уже не безыскусные, незатейливые мелодии - предание гласит, что

    ...it seemed to him that in the quiet of the land under the stars he heard afar off many voices singing.
   
...и казалось ему, что в тиши подзвездных земель доносится издали (многоголосая) песня.

Дословно - «множество голосов, которые пели». Без сомнения, это не было разрозненное пение «кто в лес кто по дрова», когда каждый пел свое, не слушая других, что более напоминало бы разноголосый птичий гам, чем музыку. Нет - это было именно слаженное и стройное хоровое пение, монодическое - наподобие григорианского хорала - или аккордовое, с разнесением голосов в октаву, терцию, кварту, квинту и сексту, либо даже полифоническое в ранней форме подголосков, прямой имитации либо канона. Фраза «quiet of the land», «тишина», нарушаемая лишь пением, ясно говорит о том, что это было пение a cappella, то есть без инструментального сопровождения (хотя инструменты уже, вероятно, применялись для аккомпанемента сольному пению и самостоятельно). Поэтому можно сделать еще и тот вывод, что это было пение «священное», обращенное к звездам, и именно поэтому оно было чисто вокальным. Аналогию этому можно найти в европейской истории, период примерно с 5-го по 16-й век, когда инструментальная музыка была исключительно светской, а духовное сакральное пение изначально было исключительно голосовым, без инструментов, хотя древнейшие не-христианские религии широко их применяли. Лишь намного позже - и весьма неохотно поначалу - инструменты начали допускаться в культовую музыку (орган, духовые, затем оркестр), однако это произошло лишь на Западе, Восточная же греко-византийская традиция до наших дней не допускает инструменты в храмовое пение.

Первое разделение направлений и стилей внутри единого потока эльфийской музыки очевидно произошло с первым разделением самих эльфов на Эльдар, последовавших на призыв Валар за Оромэ в Валинор - и Мориквэнди (Авари, которые предпочли остаться, и Уманиар, не дошедшие до Валинора, ибо сбились с пути). Дальнейшее разделение последовало в среде самих Эльдар - на Ваниар, любимцев Манвэ, который и учил их музыке (см. соотв. цитату), Нолдор, которым стал покровительствовал Ауле - соответственно они должны были быть первыми изготовителями тех усовершенствованных типов и разновидностей музыкальных инструментов, которые затем распространились повсеместно в эльфийской среде и вытеснили более ранние виды. Свой особый стиль выработали также и Тэлери, более прочих Валар сблизившиеся с Ульмо. Подробнее см. раздел «Жанры и стили эльфийской музыки».

С распространением Эльфов по Средиземью во времена Первой и Второй эпох неизбежно последовало и разделение стилистических черт внутри единого - изначально - потока Эльфийской музыки (подробнее см. соотв. раздел). 
Проанализируем некоторые свидетельства. 

Еще во времена неразделенности, в эпоху прямого общения с Валар, отношения Эльфов и Валар при всей явной разнице в самой природе участников этого общения, носили взаимно-уважительный характер:
    Valar are to these kindreds rather their elders and their chieftains than their masters;
    ...Валар стали скорее старшими братьями и наставниками этим народам, чем их господами

Таким образом, полной ассимиляции и поглощения самобытности Эльдар со стороны Валар не происходило. 
Со времен же первого Разделения и Исхода из Валинора пришло самое первое и самое основное разделение эльфийской музыки в самом ее фундаменте, стержне, природе выражаемых эмоций - между теми Эльдар кто избрал свой путь в Эа и теми кто внял призыву Валар и остался в Блаженных Землях. Читаем:

...:the joy of all the dwellers in Aman whose life is Time, which flows ever from the first note to the last chord of Eru...
:радость всех обитателей Амана, чье бытие слито со Временем, вечно текущим от первого звука до последнего аккорда Эру:

т. е. доминантой музыки Аманиаров стала именно высшая неомраченная радость во всех ее проявлениях, радость несмотря на то что все дети Илуватара пришли из Третьей Темы Илуватара, темы Скорби. Уже одно это говорит нам о изначально заложенном свободном выборе, дарованном Детям Илуватара - Аманиары свободно избрали, и печаль была преобразована в вечную радость, в каковом состоянии они и были «закреплены». Теперь сравним это - и Слово Валар к Нолдор и дому Феанора, избравшим иной путь:

:Eru appointed to you to die not in Eа and no sickness may assail you, yet slain ye may be, and slain ye shall be: by weapon and by torment and by grief; and your houseless spirits shall come then to Mandos. ... And those that endure in Middle-earth and come not to Mandos shall grow weary of the world as with a great burden, and shall wane:
:промыслом Эру вам не суждено умирать в Эа, и никакой болезни не одолеть вас, но вы можете быть сражены и сражены будете - оружием, муками и скорбью, и ваши бесприютные души придут тогда к Мандосу : Те же, кто останется в Средиземье и не придет к Мандосу, устанут от мира, как от тяжкого бремени, истомятся:

For the Elves die not till tile world dies, unless they are slain or waste in grief (and to both these seeming deaths they are subject)
Эльфы не умирают, пока жив мир, если не убиты и не истомлены скорбью (а они подвержены этим мнимым смертям)

Таким образом, после Исхода одной из доминант музыки Исшедших Эльдар становится неизменная скорбь, ведь если они могли быть даже «сражены скорбью», то неизменно это должно было проявляться и в музыке - хотя и не сразу, «увядание Эльдар» в Средиземье было процессом крайне растянутым во времени.
Еще раз вспомним, что наставниками разных племен Эльдар (кроме Авари, никогда не бывших в Валиноре) были разные Валар, что тоже повлияло на дальнейшее «расхождение» музыки самих Эльдар, ведь сами Айнур (Валар) были музыкально одарены Илуватаром по-разному: наставником Ваниар был сам Манвэ, наставником Тэлери (И Фалмари, Морских Эльфов) - Ульмо (хранители музыки вод, они и музицировали (играли и пели, made music - намек на инструментальную музыку) у волн), наставником Нолдор - Ауле и т. д.
После расселения Эльдар по Средиземью культура и искусство разных племен стали еще более «индивидуализованы», разделившись по самому языку на котором говорили (и пели) конкретные Эльдар, разделившись по самому уровню, которого достигало искусство некогда единых - а теперь разделившихся - Эльдар, которые уже достигали весьма различных высот в искусствах, кто-то больше, а кто-то и меньше, сравнительно с прочими:

Behind the guard of their armies in the north the Noldor built their dwellings and their towers, and many fair things they made in those days, and poems and histories and books of lore
:за оградой своих северных воинств Нолдор строили жилища и крепости, и много дивного было сделано в те дни, и сложены стихи, и повести, и книги знаний:

but the Exiles took the Sindarin tongue in all their daily uses, and the High Speech of the West was spoken only by the lords of the Noldor among themselves. Yet that speech lived ever as a language of lore, wherever any of that people dwelt.
:изгои приняли язык Синдар для своих повседневных нужд, и Высокое Наречие Запада звучало лишь среди владык Нолдор. Однако повсюду, где жил тот народ, наречие это осталось языком знаний:
А если так - то и песен (связь).

:пирующие были лесными эльфами. Существа они были не злые, но с недоверием относились к чужим и всегда соблюдали крайнюю осторожность. Они были не так мудры, как высшие эльфы, но тоже умели искусно колдовать и были более коварны:

Elves of Beleriand, from the mariners of Cirdan to the wandering hunters of the Blue Mountains beyond the River Gelion, owned Elwё as their lord; Elu Thingol he was called, King Greymantle, in the tongue of his people. They are called the Sindar, the Grey-elves of starlit Beleriand; and although they were Moriquendi, under the lordship of Thingol and the teaching of Melian they became the fairest and the most wise and skilful of all the Elves of Middle-earth.
:все эльфы Белерианда: народ его (Элу Тингола) звался синдарами: они стали прекраснейшим и самым мудрым и умелым народом Средиземья:
Отметим - синдары как самые искусные именно в СРЕДИЗЕМЬЕ, но не ВООБЩЕ из всех Эльфов...

:though the Grey-elves were less in skill and knowledge than the Exiles from Valinor, in the ways of the life of Middle-earth they had a wisdom beyond the reach of Men:
:хотя Сумеречные Эльфы и уступали в мастерстве и премудрости Изгоям из Валинора, в Средиземье их мудрость была для людей недосягаема:

Хотя прото-основа, древнейший фундамент искусства Эльдар, бесспорно был един, и это - «вечно живая» память о былых днях в свете Древ. Само искусство, сама культура Эльдар были столь высоки, столь недосягаемы для прочих народов Средиземья еще и потому, что являлись прямой - и ЕДИНСТВЕННОЙ - проекцией на Средиземье того что было заложено Эльдар еще в Валиноре и Амане, надежно скрытых от глаз смертных. Это ясно видно и из следующего:

:А вот солнечные эльфы, морские эльфы и глубинные (подземные) эльфы (Deep-Elves) жили и воспитывались в том царстве (Faerie) годами, становясь все прекраснее, мудрее и ученее, и потом, возвратившись в Большой Мир, свое колдовское искусство (magic) употребляли на сотворение невиданной красоты:
Под термином "Faerie" бесспорно следует понимать именно Блаженные Земли, из которых и было вынесено в Средиземье все, что составило потом наивысший пик культуры Эльфов Средиземья (и всего Средиземья как такового). Еще отметим и явно указанную связь между искусством Эльдар, его «невиданной», чарующей красотой - и магией Эльдар. Об этом подробнее см. далее.

В историческом процессе менялись («увядали, томились скорбью») сами Эльдар, бесспорно постепенно изменялась и их музыка - тем не менее все основные ее традиционные формы были очень мало подвержены изменениям, будучи прочно «законсервированы» как в языке, Старшем Наречии, «эльфийской латыни», так и в традиции - и «живой памяти» любого Эльфа, возраст которых исчислялся многими тысячами лет. Тем не менее с прошествием времени изменения в самих Эльфах накапливались, становились заметны:

:нынче кто о Лесе заботится? Бывало эльфы заботились, да эльфы давно уж не те:
Это слова Фангорна, старейшего из Энтов, единственного кто имел достаточный возраст (сравнимый с возрастом самой Арды), чтобы помнить то что было и то что стало. И его «эльфы давно уж не те» говорит нам о многом.

Первые Эпохи были «золотым веком» эльфийского искусства в целом и музыки в частности. Было сделано много открытий, свершено множество великих деяний, сохранено множество великих имен. Свои великие были в музыке Эльдар: Маглор, Даэрон, Финрод Фелагунд, Фингон, Лютиэн: о них - и не только о них - читаем:

Maglor the mighty singer, whose voice was heard far over land and sea: 
:And it is told of Maglor that he could not endure the pain with which the Silmaril tormented him; and he cast it at last into the Sea, and thereafter he wandered ever upon the shores, singing in pain and regret beside the waves. For Maglor was mighty among the singers of old, named only after Daeron of Doriath; but he came never back among the people of the Elves
:Маглор - Песнопевец, чей голос разносился далеко над морем и сушей:
:о Маглоре же говорят, что он не мог снести боли, которую причинял ему Сильмариль, и в конце концов бросил его в Море, и с тех пор всегда бродил вдоль берегов, слагая скорбные песни. Ибо Маглор был лучшим песнопевцем древности, не считая лишь Даэрона из Дориата; но он никогда не вернулся к эльфам:
Вспомним и то, что Маглор был сыном величайшего из мастеров Эльдар Феанора. Данная цитата еще говорит нам о высочайшем развитии, расцвете вокального искусства с древнейших пор. Не менее высоко была развита и инструментальная музыка, восходящая к временам Валинора, прямого общения с Валар:

Fingon: dared a deed which is justly renowned among the feats of the princes of the Noldor: alone, and without the counsel of any, he set forth in search of Maedhros: he took his harp and sang a song of Valinor that the Noldor made of old, before strife was born among the sons of Finwё; and his voice rang in the mournful hollows: suddenly above him far and faint his song was taken up, and a voice answering called to him. Maedhros it was that sang amid his torment.
Фингон: решился на дело, справедливо почитаемое одним из высочайших из сотворенного принцами Нолдор: один, ни с кем не посоветовавшись, отправился он на поиски Маэдроса: он взял арфу и запел песнь Валинора, сложенную нолдор в древности, когда вражда еще не разделяла сынов Финвэ; и голос его зазвенел в мрачных теснинах: внезапно вверху, отдаленно и слабо, песню подхватили, и голос окликнул его. То, забыв о муке, пел Маэдрос:
Кроме прочего, это указывает нам и на типичный жанр - сольное пение с арфовым аккомпанементом, также развитое с древнейших времен. Плюс то, что если столь высоко стояло вокальное искусство (вспомним Лютиэн и Финрода, о них см. цитаты в разделе «Музыка и магия Эльдар») - то и искусство инструментальной игры тоже должно было ему соответствовать.
И далее:

Rumil of Tirion was the name of the loremaster who first achieved fitting signs for the recording of speech and song,
:Румиль из Тириона изобрел знаки, годные для запечатления речей и ПЕСЕН: - возможно, это были «эльфийские НОТЫ», подробнее см. раздел «Обучение Эльфов музыке». (Феанор усовершенствовал буквы, насчет нот - неясно).
Усовершенствовал эти «знаки» (только ли буквы? Возможно, и музыкальную нотографию?) также Даэрон, менестрель (minstrel) и знаток преданий (loremaster) короля Тингола Дориатского
He it was that made music for the dance and song of Luthien, before Beren came to Doriath and he had loved her, and set all his thought of her in his music. He became the greatest of all the minstrels of the Elves east of the Sea, named even before Maglor son of Fёanor. But seeking for Luthien in despair he wandered upon strange paths, and passing over the mountains he came into the East of Middle-earth, where for many ages he made lament beside dark waters for Luthien, daughter of Thingol, most beautiful of all living things.
:это он, прежде чем Берен пришел в Дориат, создавал для Лютиэн песни и музыку для танцев; он любил ее и все свои мысли о ней он воплотил в своей музыке. Он стал величайшим менестрелем к востоку от Моря, и имя его называли даже прежде имени Маглора, сына Феанора. В бесплодных поисках Лютиэн он прошел страшными тропами и, перевалив через горы, пришел на восток Средиземья, и там много веков над темными водами слагал он плачи о Лютиэн, дочери Тингола, прекрасней которой не было в мире:

Как видим, для великих мастеров древней эльфийской музыки в общем был характерен универсализм, широта жанрового охвата - ибо Даэрон создавал и веселую танцевальную музыку, и утонченную возвышенную любовную лирику, и горестно-скорбные песнопения, выражавшие боль его потери, потери личной - и потери для всего Средиземья:

Вторая Эпоха:

В начале этой эпохи в Средиземье оставалось еще много Вышних Эльфов... Большинство из них жило в Линдоне к западу от Эред Луина, но до строительства Барад-Дура многие синдар ушли на восток и некоторые основали королевства в далеких лесах, большая часть населения этих королевств была лесными эльфами. Одним из них был Трандуил, король северной части великого зеленого леса. В Линдоне к северу от Луны жил Гиль-Галад, последний наследник королей Нолдор в изгнании. Он известен как высокий король эльфов запада. В Линдоне, к югу от Луны, некоторое время жил Келеборн, родственник Тингола, женой его была Галадриэль, величайшая из эльфийских женщин. Она была сестрой Финрода Фелагунда, друга людей, некогда короля Нарготронда, который отдал свою жизнь для спасения Берена, сына Барагира:
:Позже некоторые из Нольдор отправились в Эрегион, к западу от Туманных гор и вблизи от западных ворот Мории. Они так поступили, узнав об открытии в Мории митрила. Нольдор были искусными мастерами и менее недружелюбными к гномам, чем синдар, но дружба между народом Дьюрина и эльфийскими кузнецами Эрегиона была теснее, чем любые связи между двумя расами. Келебримбор был повелителем Эрегиона и величайшим из мастеров. Он происходил от Феанора.

С распространением Эльдар по Средиземью распространялась и их музыка, именно во Вторую эпоху контакты Эльдар с прочими расами - а значит, и культурное влияние - достигли наибольшего развития, разнообразия и упроченности. Как бы предвосхищая последовавшую катастрофу Нуменора, одним из результатов которой явилось резкое - сравнительно с прошедшими эпохами - отделение народов Средиземья друг от друга, автономизация и замыкание их «на себя» - Эльдар на протяжении всей Второй Эпохи «сеяли зерна» своей возвышенной культуры среди прочих народов, зерна, проросшие и давшие всходы на нивах иных культур. Эльдар за это время «воплотили себя» и память о себе в среде этих народов - Атани, Гномов, даже Энтов и Хоббитов - конечно, с поправкой на неизбежное скрещивание и наложение культуры Эльдар и их музыки на самобытные культуры иных народов, культуры, сохранившие свою самобытность несмотря на мощнейшее эльфийское влияние во времена открытости и контактов между народами. Влияние это было столь мощным, что некоторые элементы эльфийской культуры и музыки были восприняты, переосмыслены и закрепились как «свои» в среде прочих народов, эти следы, пересекающиеся пласты влияний, скрытые в глубине, но отчетливо видные, автор рассматривает в соответствующем разделе. Тут же заметим, что эти опосредованные, заимствованные элементы эльфийской культуры продолжали и далее проявлять себя в Третью Эпоху - но уже не через самих Эльдар непосредственно, не через их прямое влияние, поскольку Эльдар тоже во многом изолировали себя от прочих народов, тем не менее географически распространившись «в рассеянии» по-новому сравнительно с тем что было до падения Нуменора - а влияя «через ступеньку», через то что было воспринято и удержано от Эльдар иными народами в Третью Эпоху. 

 

Предыдущая тема

Содержание

Следующая тема

Hosted by uCoz