Истоки эльфийской музыки

 

Практика. Развитие эльфийской музыки.

Бытие Эа, мира сотворенного, началось со слов Илуватара, обращенных к Айнур и к миру, который только имел начать быть.
    'Behold your Music! This is your minstrelsy <..> и далее;
    Eä! Let these things Be!'
    «Узрите свою Музыку! Это ваше пение: и потому говорю я: Эä! Пусть все это Будет!»

Здесь мы видим непосредственную связь с онтологическим, бытийным моментом - слово Эру - ! Да будет! - дало сначала бытие Музыке Айнур и уже через нее - всему миру сущему. Значит, музыка через эту неразрывную связь с творческой силой Айнур и самого Эру сама по себе потенциально обладает мистической, магической силой, способностью влиять через звуки на материальный мир, преобразуя и изменяя сотворенное и творя новое. Это - одна из важных особенностей эльфийской музыки, которая будет рассмотрена далее. Но - эти свойства относятся лишь к той музыке, в которой содержатся отголоски изначальных гармоний Айнур.

Особенно интересный момент представляет тут слово minstrelsy, «искусство менестреля», употребление которого - и это самое первое упоминание о «менестрелях» в СМ - может поначалу ввергнуть читателя в недоумение. В самом деле, что общего у божественных Айнур со странствующими певцами? Но использование именно этого слова применительно к пению Айнур (а не "singing", "song" и подобных) далеко не случайно. Ведь внутренней сутью менестрельного искусства являются:

  • свободная, ничем кроме степени дарования и утонченности вкуса не ограниченная импровизация, «полет души»;
  • импровизация не только слов, но и поэзии, то есть все сочиняется прямо по ходу исполнения, творение рождается на глазах у тех, кто присутствует при этом, т. е. зрителей и слушателей;
  • менестрели очень часто должны были импровизировать на темы, предложенные кем-то другим, а не свои, дабы проявить свое мастерство;
  • результатом творческой импровизации является нечто НОВОЕ, ранее не бывшее;
  • менестрель в творчестве не подчиняется ничему, кроме познанных им законов красоты.

Рассмотрев Великую Музыку с учетом этих положений, мы увидим, что действительно: 

  • Айнур явились именно «менестрелями», свободно импровизировавшими на тему, предложенную Илуватаром;
  • Они делали это, используя познанные и развитые ими до того законы музыки и гармонии;
  • Илуватар явился слушателем и зрителем этой импровизации, непосредственно вмешавшись как «дирижер» лишь когда Мелькор грубо нарушил развитие музыки другими Айнур;
  • Результатом творческой импровизации явилось нечто новое - Эа, Арда, Мир Сущий. И в том что «в этом нет ничего, истоки чего не лежали бы в Мне», как изрек Эру, нет противоречия. Дело здесь заключается в уникальности предложившего Тему - во всеохватности Илуватара. Иными словами, Айнур как творение Илуватара конечно же не были способны превзойти Его, сотворив нечто, чего не было в предложенной им исходной теме. Другое дело, если бы на собственную тему импровизировал сам Илуватар. Но это привело бы к известному софистическому противоречию по типу «может ли Творец сотворить гору настолько тяжелую, что сам ее не поднимет». Но реализовав заложенный в Теме потенциал, Айнур явились Со-творцами Эру в создании Арды - а значит, и ее музыки. Эру же завершил их труд, сотворив «вещи, о которых они (Айнур) не думали», прежде всего - Детей Илуватара, которые «пришли с третьей темой». Это тоже принципиальный момент - именно эта тема, хотя бы в виде отголосков, очевидно, и есть та сила, которая потенциально связывает музыку эльфов как Перворожденных Детей с магией как возможностью влиять на материю, изменять и преобразовывать ее, а также связывает музыку эльфов и прочих Детей Илуватара.

Запомним и этот важный момент.

Итак, мы видим, что истоки многогранного эльфийского «искусства менестреля» восходят непосредственно к Айнур. Напомню, что «главным инструментом», «солистом» второй Темы Илуватара в Великой Музыке был Айну, ставший Вала Манвэ, Владыкой Ветров, а также то, что наиболее «ученым» ("instructed") музыкантом среди Айну был не кто иной как ставший Вала Ульмо, Владыка Вод. Его можно сравнить с «теоретиком» музыки, с авторитетным музыковедом, подобным падре Мартини во времена Моцарта. Не будем забывать и о том, что именно Ульмо и Манвэ составили первый «творческий музыкальный дуэт» в Эа, уже получившем свое бытие, условившись всегда вместе «слагать мелодии» до скончания веков. Эти моменты будут важны далее. 

Теперь перейдем к обзору музыкальной истории Средиземья и развития эльфийской музыки. Подробно каждая из составляющих музыки Эльдар - стили, жанры, инструменты и т. д. - раскрыты в соответствующих разделах, поэтому данный обзор развития эльфийской музыки и культуры за три Эпохи будет носить предельно общий сравнительно-исторический характер, как показ основных ключевых моментов и вех этого процесса.

Первое упоминание о субстанциальной природе истоков именно эльфийской музыки мы встречаем в древних преданиях самих Эльдар, гласящих, что:
    And it is said by the Eldar that in water there lives yet the echo of the Music of the Ainur more than in any substance else that is in this Earth and many of the Children of Iluvatar hearken still unsated to the voices of the Sea, and yet know not for what they listen.
    Как говорят Эльфы, в воде (более, чем в любой другой материи этого мира) осталось жить эхо Музыки Айнур, а потому многие Дети Илуватара готовы бесконечно внимать голосам моря - и, однако, не ведают, чему внемлют.

Таким образом, возможно предположить, что самые древние, архаичные формы эльфийской музыки были вынесены из слушания голоса вод, голоса деревьев Йаванны, «певших пред Илуватаром». Отсюда общий «натуризм» эльфийской музыки, ее неизменная связь с природой. Учитывая вышеупомянутые посылки, можно сделать косвенный вывод, что музыка эльфов на заре мира своим спокойным и мягким, подобно текущей воде, струением напоминала европейское монодическое (с зачатками полифонии) старинное пение - конкретно, амвросианский и григорианский хорал, большой знаменный распев, ранние средневековые формы - гокет, кондуктус, трактус, органум, фобурдон. Напоминаю, преимущество изначально отдавалось вокальной музыке, которой еще только предстояло развиться до высоких форм за те века, которые эльфам было суждено прожить под сенью непосредственного присутствия Валар, от которых они, очевидно, непосредственно и учились музыке со времени первой встречи с ними, постепенно развив и инструментальную музыку как самостоятельную сферу. Об этом отдельно см. раздел «музыка эльфов в общем аспекте эльфийской культуры». 

Мы же продолжим наш обзор начального развития эльфийской музыки рассмотрением QUENTA SILMARILLION, предания, повествующего о древнейших днях эльфийской расы.

Несколько предварительных замечаний.
Когда Валар только приступили к трудам по упорядочению Арды, сначала «пришли звери, но ни одна птица не пела». Время прихода эльфов еще не наступило, но тем не менее музыкальное звукоподражание как метод развития и обогащения музыки было еще невозможно использовать на тот момент.
Далее. Результатом первых столкновений с вновь воспрявшим Мелькором явилось разрушение первых Светилен, воздвигнутых Валар, «и равновесие ее (Арды) вод и земель нарушилось, так что изначальные замыслы валаров были искажены». С учетом этого принципиально важного момента автор полагает общее развитие музыки Средиземья с одной стороны, как неизбежное удаление, разрушение и забвение утраченной гармонии сфер с течением времени, но с другой стороны - как постоянные попытки познать, сохранить и хотя бы отчасти вернуть утраченное наследие. И наиболее преуспели в этом эльфы как первые из разумных, кто пришел в мир и был как никто приближен к Валар, и как раса долгоживущая, а значит - наименее подверженная изменениям в историческом процессе. То есть, из-за вызванной Мелькором катастрофы еще не пришедшие в Мир дети Эру УЖЕ оказались отброшены назад в развитии относительно изначального замысла и возможностей, которые предоставляла Арда цельная, неповрежденная в равновесии и замысле. То чем дети Эру - Эльфы и Люди - могли бы обладать сразу по приходе в мир, то им пришлось самостоятельно развивать и восстанавливать, в отрыве от Валар приближаясь к этому уровню в течение долгих веков и лишь потом приобщившись к общению с ними. И это момент большой важности, т. к. ту музыку, которой обладали Айнур и Валар, уже невозможно было сразу передать эльфам в цельности и полноте совершенства - потому именно, что это была музыка, изначально рожденная в уже не существовавшем мире цельной неповрежденной Арды.

То есть - музыкальное искусство эльфов и людей достигло развития в указанном виде (развитая хоровая полифония и проч.) сотни лет спустя и начиналось если не с «нуля», то со ступеньки на порядок ниже той, которая задумывалась изначально. И автор попытается доказать, что развитые формы, которые на основании вышеизложенного можно было бы считать более РАННИМИ благодаря их схожести с изначальной музыкой Валар - на самом деле есть плод намного более ПОЗДНЕГО времени, результат кропотливого восстановления изначальной гармонии и ее проявлений в музыке и прочих искусствах как ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО возврата к тому, что было уже утрачено ДО прихода эльфов в мир. С другой же стороны, автор в этой связи полагает, что более ПРОСТЫЕ формы - сольная монодия с аккомпанементом или без, гомофонно-гармоническое начало - эти формы есть ИЗНАЧАЛЬНЫЕ формы эльфийской музыки, с которой начиналось ее развитие, а не результат УПРОЩЕНИЯ и разложения изощренных «древних» сложных форм музыки, процесс, аналогию которому мы видим в нашем мире - когда бОльшая часть населения Земли уже не способна воспринимать сложные классические произведения, и на наших глазах происходит предельное опрощение, примитивизация музыки. В этом смысле наш мир кардинально отличен от мира Средиземья. У нас - движение вперед, забвение старого, пренебрежение им и презрение к нему как «тормозящему» то что под развитием понимается. У эльфов же - постоянный оборот вектора от современности к древности как основному вместилищу всего истинно ценного, презрение к «современности», развитие понимается как возврат утерянной старины. Крайним выражением этой тенденции стало явление, описываемое как «стремление Эльдар на Запад» и обычно определяемое как «Исход эльфов из Средиземья». Автор же полагает, что это следует понимать не как УХОД эльфов, но напротив - как их ВОЗВРАЩЕНИЕ, конечное обретение искомого. Наиболее близкой аналогией в данном случае явилось бы обретение людьми Потерянного Рая, о котором из глубины веков до нас дошла лишь память, что он когда-то был...

 

Предыдущая тема

Содержание

Следующая тема

Hosted by uCoz