Стилистическая специфика музыки разных племен Эльдар
The Teleri learned much of Ulmo, and for this reason their music has both sadness and enchantment.
Тэлери многому научились от Ульмо, и потому в музыке их звучат и печаль, и радость
Only the Teleri beyond the mountains still sang upon the shores of the sea; for they recked little of seasons or times,
:лишь тэлери за горами по-прежнему пели на берегах моря, ибо времена года мало трогали их:
Ossё instructed them, sitting upon a rock near to the margin of the land, and of him they learned all manner of sea-lore and sea-music. Thus it came to be that the Teleri, who were from the beginning lovers of water, and the fairest singers of all the Elves, were after enamoured of the seas, and their songs were filled with the sound of waves upon the shore.
Оссэ наставлял их (тэлери), сидя на скале у берега, и от него научились они мореходству и ПЕСНЯМ МОРЕЙ. И вышло так, что тэлери, которые изначально любили воду и были лучшими певцами среди эльфов, поддались очарованию морем, и песни их наполнил отзвук прибоя.
Как видим, в этих фразах очерчен типичный именно для Тэлери стиль - одновременная <радость и печаль> музыки (снова намек на модальность), явный перевес <водных> тем в музыке над всеми прочими (вспомним также и то, что Ульмо, их учитель во всех искусствах, был одновременно и самым <высокообразованным> музыкантом среди Валар (см. соотв. раздел), что позволяет сделать вывод о том, что именно музыка Тэлери была наиболее технически изощренной и сложной из всех Эльдар.
the Noldor had the greater power of mind and body. and were the mightier warriors and sages, and they built with stone, and loved the hill-slopes and open lands. But the Sindar had the fairer voices and were more skilled in music, save only Maglor son of Feanor, and they loved the woods and the riversides; and some of the Grey-elves still wandered far and wide without settled abode, and they sang as they went.
:Нолдор были крепче телом и духом, более стойкие воины, прозорливы и мудры: они строили из камня и любили горные склоны и просторы степей. А Синдар лучше играли и пели, и голоса у них были красивей - но не красивей чем у Маглора, сына Феанора, и они любили леса и берега рек: некоторые же Сумеречные Эльфы все еще бродили, нигде не задерживаясь подолгу, и пели на ходу:
Синдары, Серые Эльфы, выделившиеся из среды Тэлери, и их Королева Мелиан - т. е. музыка синдаров была самой <магической>, восходя непосредственно через Мелиан к Йаванне (см. раздел о магии). О Сумеречных Эльфах еще читаем:
:though the Grey-elves were less in skill and knowledge than the Exiles from Valinor, in the ways of the life of Middle-earth they had a wisdom beyond the reach of Men:
:хотя Сумеречные Эльфы и уступали в мастерстве и премудрости Изгоям из Валинора, в Средиземье их мудрость была для людей недосягаема:
т. о. их музыка уступала красотой и совершенством музыке Старших Эльдар, тем не менее превосходя человеческую
Greater knowledge they had of living things, tree and herb, bird and beast, than all other Elves.
Это - Нандор, <сторонний народ непохожий на сородичей>, отделившиеся, но <так же любили воды, жили всегда у водоемов и бегущих ручьев, знали и любили все живое - зверя и птицу, траву и дерево - более прочих эльфов>.
А посему и подражание живому в музыке было у них развито больше прочих Эльдар. И далее:
Nandor: these were a woodland people and had no weapons of steel:
:they were called the Laiquendi, the Green-elves, because of their raiment of the colour of leaves:
:Нандор : были лесным народом и не знали оружья из стали:
:они (оставшиеся после войн с орками нандор) стали зваться лаиквэнди, Зелеными Эльфами - по одежде цвета весенней листвы:
соответственно и металлических музыкальных инструментов у них тоже не было, за исключением разве что арфовых струн.
:Фродо неспешно шагал за Хэлдаром, ощущал на лице ветерок - словом, жил - и однако отчетливо чувствовал, что попал в извечно неизменный мир
статика как характерная особенность лориэнского стиля, что и в музыке тоже должно было проявиться.
:Пение приближалось. Один ясный голос пел звонче всех остальных (rose above the others). Слова были дивные, древние, один Фродо понимал их, да и то с трудом. Но вслушиваться было и не надо: напев подсказывал слова
Эти эльфы - изгнанники (Exiles) из колена Финрода - их типичный стиль: солист в хоре (более высокий голос) или по народному типу. Явна связь мелодии и просодики, ритмики (<напев подсказывал слова>).
In Ossiriand dwelt the Green-elves, in the protection of their rivers; for after Sirion Ulmo loved Gelion above all the waters of the western world. They were clad in green in spring and summer, and the sound of their singing could be heard even across the waters of Gelion; wherefore the Noldor named that country Lindon, the land of music:.
:в Оссирианде жили Зеленые эльфы, жили под защитой своих рек, ибо после Сириона Ульмо любил Гэлион больше всех вод Западного мира. Весною и летом они одевались в зеленое, а звуки их песен долетали даже на другой берег Гэлиона, поэтому Нолдор и назвали ту землю Линдон - <земля музыки>:
The Wood-Elves: loved best the stars:
Лесные Эльфы: более всего любили звезды:
Каковое пристрастие и музыкально должно было выражаться.
Учитывая все вышесказанное и имея его в виду, выделим характерные черты эльфийской музыки неизменно ОБЩИЕ для всех Эльдар, вне зависимости от конкретной принадлежности:
Одна из типичных черт общеэльфийского стиля - легкость, воздушность и изящество - видна из следующего примера, описывающего эльфа как такового:
А потом проворно зашагал по снегу, и Фродо заметил - как бы впервые, хотя он знал об этом и раньше, - что у эльфа не было тяжелых башмаков, которыми снабдили Хранителей в Имладрисе; а легкие эльфийские туфли Леголаса почти не оставляли на снегу следов
В большей или меньшей степени тематика бегущих вод, звездного света и природы в целом была также характерна для всех Эльдар без исключения (ср. тж. многочисленные цитаты в других разделах):
:Какие красивые звезды, а луна-то! Посмотришь - и сердцу веселее, правда? - сказал Сэм, взглянув на небо. - Что-то в них есть такое эльфийское:
The Wood-Elves: loved best the stars:
Несмотря на техническое совершенство и свободное владение любого Эльфа любым музыкальным инструментом - одной из основных и неизменных черт стиля всех Эльдар являлась естественность мелодики и гармонии, отсутствие искусственности, натянутости, нагромождения ненужных технических трудностей, что только мешало бы обнажать прекрасную суть мелодики и гармонии. <Высшее искусство благородной простоты>, как это можно было бы назвать - что отчасти видно и из следующего:
In Beleriand King Thingol upon his throne was as the lords of the Maiar, whose power is at rest, whose joy is as an air that they breathe in all their days:
:король Тингол казался владыкой Майар, чья мощь отдыхает, чья радость разлита в воздухе, которым дышат все:
Ведь эта же самая <радость Майар>, разлитая в <воздухе которым дышат все>, пропитывала и песни эльфов, искрящиеся весельем и беззаботностью, а ведь изначально именно Валар и Майар были учителями Эльдар в музыкальном искусстве. Тем не менее тезис о простоте ничуть не противоречит тому, что музыка Эльдар была предельно виртуозна в чисто техническом смысле. Вспомним - в одно и то же время известной нам истории одновременно и параллельно звучали и прекрасные в своей божественной простоте арии Генделя - и блистающие многоцветьем запредельно сложнейшей вычурной орнаментики клавесинные пьесы того же Генделя и французских виртуозов того времени.
Стоит упомянуть также и то, что хотя различные племена Эльдар и отдалились друг от друга чисто географически - и постепенно и внутренне, <духовно> - тем не менее связи между ними не порывались, изоляции не было, Эльдар контактировали друг с другом, путешествовали, что приводило к постоянному ознакомлению и переносу разных музыкальных стилей, вливанию некоей <свежей крови> иного мелоса и аккордики у разных Эльдар. В самом деле, читаем следующее показательное место:
Then Finrod was filled with wonder at the strength and majesty of Menegroth, its treasuries and armouries and its many-pillared halls of stone
:Финрод дивился мощи и величию Менегрота, его сокровищницам, оружейням и многоколонным залам из камня:.
А ведь одно неизменно тянет за собой другое, торжественность и величие архитектуры - то же проявлялось в музыке, поскольку является выражением ОДНОГО духа и принципа в разных формах искусства. И далее, о нем же:
Finrod Felagund: he had great love of wandering and he came even into Ossiriand, and won the friendship of the Green-elves
Финрод Фелагунд, любитель странствий : он заходил даже в Оссирианд, и Зеленые Эльфы дарили его своей дружбой:
Таким образом, видны пересечение культур, не изоляция, перезаимствование разных стилей, с которыми знакомился великий эльфийский владыка и менестрель Финрод Фелагунд во время своих странствий. Но он был отдельно упомянут ибо был фигурой выдающейся, а сколько неназванных, непоименованных Эльфов точно так же странствовали в то время по Средиземью, впитывая разные стили разных Эльдар и знакомя их в свою очередь с теми, носителями которых являлись они сами.
Учитывая все это, перейдем к рассмотрению особенностей конкретных жанров и форм эльфийской музыки.