Критический анализ примеров некоторых попыток воплощения эльфийской музыки в наше время.

Следует заметить, что занятие это крайне неблагодарное - пытаться сравнивать и критиковать, не имея надежного эталона для сравнения, т. е. проверенных образцов оригинальной эльфийской музыки. Тем не менее применительно ко всему вышеизложенному автору представляется возможным выделить хотя бы некоторые конкретные примеры, явно несущие на себе печать влияния Эльдар и близкие их музыке если не по конкретным мелодико-гармоническим средствам, то по самому духу, равно как примеры претендующие на подобное родство, но критики в этом смысле не выдерживающие.
Автор хочет сразу отметить, что ВСЕ примеры подражания <эльфийской> музыке в распространенном (к превеликому сожалению) стиле "trash-clash-bang-clang-burp-and-belch-metal" НЕ рассматриваются в принципе - как подделки, ничего общего с музыкой Эльдар не имеющие. Место им - у творца их Моргота, да не будет дважды помянуто его имя:
Начнем с дошедших до нас первоисточников в хронологическом (по возможности) порядке. Известно, что бытописатель Средиземья Толкин оставил несколько эльфийских мелодий, написанных его собственной рукой (см. ссылку ниже). Анализ показывает что мы имеем дело с типичными образцами мелодики РАННЕЭЛЬФИЙСКОГО стиля - одноголосной неаккомпанированной монодией, мелодия речитативно-ритмизованного плана, структура мелодии строго МОДАЛЬНА. Важность этого свидетельства вряд ли можно переоценить.
В течение десятилетий были неоднократно предприняты попытки экранизации грандиозной летописи Средиземья. Вплоть до последнего времени попытки воплощения эльфийской музыки в фильмах и мультфильмах вряд ли можно признать удовлетворительными, ибо там не просматиривается даже намеков на воссоздание специфически эльфийской стилистики, все музыкальные решения - даже неплохие сами по себе - тем не менее никогда не выходят за рамки чисто человеческой музыки, как гармонически так и мелодически, чтобы можно их было рассматривать в качестве серьезной альтернативы.
Лишь в новейших экранизациях (с учетом недавно вышедшей второй части <Две Твердыни>, музыка к обеим частям - Howard Shore, Enya) наметился определенный положительный сдвиг в сторону более <аутентичного> воплощения музыки Эльдар, это касается как мелодики, так и инструментовки. Тем не менее - где эльфийская арфа??? Но основной эффект все же достигается не только за счет музыки и ее гармонии как таковой, а и за счет искусного подбора и сочетания инструментальных и вокальных тембров. Упомяну такие характерные части soundtrack'a как Aniron (theme for Aragorn & Arwen), May It Be, Evenstar, в которых весьма искусно воплощены некоторые черты <эльфийского> стиля, рассмотренные в данной работе:
- широкое мелодическое дыхание, красота очень ПРОСТЫХ мелодий;
- постоянное завершение кадансов <прерванными> оборотами на неустойчивых ступенях, что с учетом общего спокойного характера музыки дает требуемый <покой и беспокойство>;
- использование НАТУРАЛЬНЫХ ладов, в частности дорического, и их сложное наложение - полимодальность, что дало требуемую амбивалентность гармонических красок;
- невесомые, <эфирные> тембры, воплощающие в себе требование именно легкости, <воздушности> как неотъемлемых черт эльфийского стиля.
Но тем не менее подобные решения данной задачи отнюдь НЕ НОВЫ. Читатель убедится в этом сам, сравнив тему Lothlorien (хоровое пение Эльдар с солированием) из фильма и великолепный soundtrack к компьютерной игре Outcast, увидевшей свет еще в 1999 году. Каковой soundtrack соответственно и рекомендуется автором в качестве еще одного удачного примера воплощения музыки Эльдар в том что касается хорового, многоголосного пения - пусть его создатели и не ставили себе такой цели: автор также рекомендует читателю более близкое знакомство с музыкой барокко во всех ее видах - в смысле красоты мелодики и ясности, легкости, прозрачности гармонии эта музыка воплощает эльфийский дух, возвышенную печаль и искрометную радость Эльдар как мало какая другая. Рекомендуется также и знакомство с искусством старинного менестрельного европейского миннезанга и трубадурства, как с вокальными, так и инструментальными жанрами - ради постижения стилистики модальной гармонии и искусства арфового аккомпанирования пению - в одном из его конкретных видов. 
Отличным примером воплощения многих уже упомянутых черт эльфийского духа и стиля - лек ости, изящества, мелодичности, слитой радости и печали, нетрадиционности гармонии, внутренней проникнутости ритмами и звуками природы - является творчество такого яркого инструменталиста и исполнителя (арфа) как Andreas Vollenweider. Не вдаваясь в подробный анализ музыки как таковой, автор отсылает читателя к таким его вокальным и инструментальным произведениям как например: 
Carry me along, Daddy
Arion 
Chanson de l'heure bleue
Domus Cordis Father's Tree
Drown In Pale Light
Garden Of My Childhood
Jours d'amour
Lunar Pond
Morning Poem
Quendel and Rhomas
Quiet Observer
Song of Isolde
The Five Curtains
The White Winds
The years in the forest

Очень многие упомянутые <эльфийские> черты наблюдаются (по крайней мере местами, во многих произведениях) также у принципиально <не-эльфийских> (т. е. никогда не ставивших себе сознательной цели приблизиться к эльфийской музыке) разных по конкретному стилю композиторов и коллективов, таких как Kitaro, Vangelis, Dead Can Dance, Clannad, Mike Oldfield (поздние альбомы), Albireon, музыке к таким компьютерным играм как серия Quest for Glory (музыкальная иллюстрация в начале данной работы взята из 5-й части), Dreams to Reality, Stronghold, Silver, Land der Hoffnung, Black & White, Siege of Avalone, Darkstone, Baldur's Gate и его клоны, серия Heroes of Might & Magic, King's Quest VIII, Windy Tale и превеликое множество иных, наверняка не менее известных читателю. 

Подробнее же остановимся на анализе творчества тех авторов и коллективов, которые ставят себе СОЗНАТЕЛЬНУЮ цель приближения к музыке Эльдар.
Непосредственно с Толкином работал инструменталист и композитор Donald Swann. Однако его собственные произведения на средиземские тексты - салонно-фортепианного характера - являются примером крайне неудачного подхода, поскольку по стилистике это тоже не имеет ничего общего как с музыкой Эльдар, так и с музыкой Средиземья вообще. В этой связи стоит заметить, что, увы, слишком многие создатели музыки пытаются передать <должное> впечатление, прибегая к <недолжным> средствам, в частности, к инструментам чуждым Эльдар. Об этом далее.
С другой стороны, одним из наилучших в этом смысле (по аргументированному мнению автора) является проект The Tolkien Ensemble (альбомы Evening/Night in Rivendell). Особо выделю следующие произведения:

Galadriel's Song of Eldamar
Ai! Laurie lantar (Galadriel's Song)
A Elbereth Gilthoniel
Lament for Theoden

Почему именно этот проект из множества прочих, почему именно эти произведения? Аргументы автора таковы:
- сохранение СТИЛЕЙ, определенных и в данном исследовании тоже (сольная монодия, монодия с аккомпанементом, хоровое пение)
- пение ОРИГИНАЛЬНЫХ квэнийских текстов, что является пока еще редкостью среди создателей и исполнителей музыки в <эльфийском> стиле - но обязательным, непременным, основным условием при СОЗДАНИИ подобной музыки. Эльфы НЕ ЗНАЛИ ни русского, ни английского, ни любого другого современного языка:
- аутентичность инструментов и аранжировки (по крайней мере нет НИ ОДНОГО инструмента, которого никогда НЕ БЫЛО у Эльдар. Исключительно акустика - арфа, виола, фидель, деревянная флейта)
- аутентичность МЕЛОДИКИ - умелое скрещение красивой, но простой МОДАЛЬНОЙ МЕЛОДИИ с СОВРЕМЕННОЙ ГАРМОНИЕЙ, несущей кроме прочего элементы сонорики - о чем и автор упоминал как об одном из возможных путей имитации музыки Эльдар.
- Аутентичность самого ПРОИЗВОДИМОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ - одновременная устойчивость и неустойчивость, колебание между <светлыми> и <теневыми> тонально-гармоническими функциями, <покой и тревога>, напряженность гармонии, замирающей на моментах переходов БЕЗ <классического> разрешения - и контраст плавной мелодии широкого дыхания.
- Общая легкость стиля, очень хорошая <натурность>, естественная слитность музыкальных решений и ассоциаций ими вызываемых - слушая музыку и исполнителей, можно ассоциировать их с чем угодно, где угодно - но только не с концертным залом:
Своеобразным шедевром удачного <эльфийского> подхода к хоровому многоголосию можно считать <Lament for Theoden> - решенный в явно слышимых приемах европейского <академического> многоголосия новейшего времени, чем-то общего стилю Бриттена и Свиридова, но колорит, голосоведение, приемы манипулирования хоровыми группами, противопоставление солистов и хора, как и сама тематика - бесспорно Средиземские.

Очень корректно к проблеме музыкального решения <эльфийского> вопроса в человеческой музыке подходит также профессор истории музыки и исполнитель James Stark, избравший в качестве одного из возможных путей отображения этого стиля один из типично Эльфийских (изначально) жанров - сольное пение с арфовым аккомпанементом. Его стиль можно определить как <нео-готику> с типично Эльфийским подходом - простота, даже аскетичность выразительных средств, но по возможности доведенная до определенного СОВЕРШЕНСТВА, что выражается в тонкой голосовой нюансировке, постоянное волнообразное колебание свободной мелодики, (восходящее движение-кульминация на неустойчивой гармонически <вершине> - спад, затихание), что, как упоминалось ранее, есть особенность также и Эльфийской мелодики.
Автор ни в коей мере не желает сказать что музыка The Tolkien Ensemble безупречна именно в смысле соответствия музыке Эльфов. В этом смысле несовершенен любой человеческий композитор, любая человеческая мелодия. Возможно лишь большее или меньшее ПРИБЛИЖЕНИЕ, но не более того. Но сравним иных авторов, работающих в том же направлении.
Зарубежным исполнителям можно противопоставить две весьма достойных альтернативы в <нашем> пост-советском ареале - это творчество Павла Фомичева и проекта Caprice, творчество которых мы рассмотрим вместе из-за того что авторы, хотя и шли независимыми путями, но пришли к сходным результатам. 
К бесспорным достоинствам данной музыки можно отнести ее легкость, изящество, <атмосферность>, богатую колористику, обилие звукоподражательных элементов (наряду с <конкретной музыкой> как таковой), выраженных чисто музыкальными средствами (мягко разлитое сияние звезд (гармония, электронные тембры), водная капель (арфа, вокальное контрастное стаккато), шорох ветра (скрипичное аккордовое тремоло, флейта) и т. д. Но то что, с одной стороны, явлется залогом бесспорных удачных решений, то же является и определенным недостатком. Так, Caprice слишком увлекается мелким ритмическим дроблением, доводя его вычурность иногда до уровня авангардного минимализма 20-х гг: (The Mewlips, Spring), что приводит к некоторой <дерганости>, разрывам музыкального потока, хаотичности и <суетливости> музыки, излишней замысловатости мелодии, как бы любованию самой музыкой, игрой звуков в отрыве от того в какой обстановке она исполняется и что вообще она выражает, действительно, некоторые вокальные мелодии лишь с большой натяжкой признать <соответствующими> словам, тому о ЧЕМ поется - что Эльдар было совсем не свойственно, <музыки ради музыки> в отрыве от окружающего у них не было: Мелодии плавного, <закругленного> движения производят куда более положительное впечатление в этом смысле. Кроме того, к недостаткам стоит отнести и применение не-эльфийских инструментов и тембров - электронных клавишных и др. - именно там, где это не вписывается в необходимый стиль и не совсем оправдано. Заимствование разных стилевых элементов когда идет на пользу, а когда и нет - так, явно слышимые элементы барокко, этники и неоготики у Фомичева в общем и целом можно отнести к <плюсам>, но наложение <натурального> мелоса на <профессиональные> академические приемы и кадансы иногда приводит к <нестыковкам по шву>, что подчас режет ухо контрастами: а проскальзывающие моменты <мюзикловости> и <джазовости> не всегда идут на пользу Caprice:
Бесспорно, всю вышеописанную критику автор в полной мере строго применяет и к своим собственным более чем несовершенным музыкальным творениям, которые в данном исследовании рассматриваться не будут - да оценит их сам читатель, если ему это интересно:
Кратко упомянем еще о таких коллективах, как Lothlorien Dreamscape и Svenska Teatern, которые в общем и целом весьма уступают по качеству музыки тем, чье творчество мы предельно кратко и обзорно рассмотрели выше, упомянув далеко не всех кто этого заслуживает, рассмотрев далеко не все что стоило рассмотрения:

:Читатель! Мы с Вами едва ли вступили на самое начало пути, который ведет к познанию того что именуется <музыка Эльфов>... Но я искренне благодарен Вам за то, что Вы оказали мне честь, пройдя до сих пор эту малую часть пути - вместе со мной. Ничто из сказанного доселе не является истиной в последней инстанции - хотя я и пытался свести до минимума саму возможность неоднозначных толкований. 
Дерзайте, творите: и да пребудет на вас благословение Эру. Возможно, когда-нибудь, гуляя ночью под звездами на берегу Моря, слушай голос вод и ветра, Вам дано будет услышать вплетенный в это вечное движение песенный отзвук далеких мелодий с Заокраинного Запада.
Спасибо Вам, мой неведомый попутчик. Надеюсь, наше совместное недолгое путешествие не явилось для Вас лишь бесполезной потерей времени:
Namariё!

 

Предыдущая тема

Содержание

Следующая тема

Hosted by uCoz