Обучение Эльфов музыке.
Его принципы, методы и особенности.

 

Несмотря на то, что в самой природе Эльфов - как и людей, Детей Илуватара, Детей Третьей Темы - музыка и музыкальность были заложены изначально, тем не менее не вызывает сомнений, что музыкальное искусство обязательно должно было передаваться из поколения в поколение через обучение. Ни в одном из источников не дается прямых указаний на конкретные формы, виды и особенности этого процесса, тем не менее анализ косвенных данных все же позволяет прийти к некоторым определенным выводам.
В качестве исходной аксиоматичной посылки примем факт, что никто из Эльфов не рождался со сформированной и развитой способностью к музицированию. Единственным исключением из этого универсального закона может быть лишь ре-воплощение уже взрослых Эльфов в новое тело после того, как они были убиты, погибли - но снова вернулись в Средиземье, будучи отпущены Мандосом из его чертогов. В качестве такого примера можно указать на Глорфинделя, погибшего в поединке с Балрогом, но снова вернувшегося во время Второй эпохи. Эльфы же, рожденные для <первой> жизни, как и все дети, являлись <чистым листом>, на который еще предстояло нанести искусный образ и развить его.
Основной же принцип, положенный в основу этого процесса, процесса обучения, восходит еще к временам общения Эльдар и Валар:

Valar are to these kindreds rather their elders and their chieftains than their masters;
:Валар стали скорее старшими братьями и наставниками этим народам, чем их господами

Это - основа принципов обучения, в том числе и обучения музыке. Неизменный принцип обратной связи, руководство, наставничество, <направление пути>, но никак не авторитарный диктат, не подавление воли ученика волей учителя, нивелировка индивидуальности. Поэтому любой эльф после завершения обучения и начала свободного мастерского творчества играл хоть одну и ту же эльфийскую мелодию, но по-своему, не так как это сделал бы другой Эльда, за исключением ансамблевой игры. Когда требовалось единство, а не разнобой. 

Неизвестно в точности, сколько именно длился период младенчества и детства у Эльфов, и о самих эльфах-детях во всех источниках есть всего лишь несколько глухих упоминаний. Вспомним историю Финвэ и Мириэль, ушедшей в Аман - Финвэ печалился о том, что Мириэль не увидит <детства своего сына>. Косвенное свидетельство дает также эпизод в логове дракона Смога, когда Торин <:накинул на Бильбо небольшую кольчужку, сплетенную в давние времена для какого-нибудь принца эльфов>.
Музыка сопровождала любого Эльфа всегда - с самого момента рождения до самого момента ухода на Запад, не прекращаясь и в Блаженном Краю. Поэтому мелодии своего народа любой маленький Эльф начинал воспринимать и постигать сызмальства, закладывая тем самым базу для последующего овладения истинным мастерством в сфере музыки во всех ее проявлениях. Впервые юные Эльфы приобщались к самостоятельному исполнительству, слушая музицирование взрослых и пытаясь ему подражать, запоминая слова песен, баллад и сами мелодии. Вряд ли можно сказать, что у эльфов было нечто сравнимое с нашими музыкальными школами и консерваториями - для этого попросту не было нужды, вся природа, весь мир вокруг, с растворенной в нем музыкой воды, ветра, деревьев, птиц, моря, был сам по себе наилучшей из возможных школ, предоставляя безграничные возможности к постижению и воплощению. Тем не менее можно обоснованно предположить, что в индивидуальном порядке прямое обучение все же велось - родители учили собственных детей (вспомним, что за исключением немногих крупных городов эльфы жили как свободные странники или <маленькими родами>, как во владениях Тингола), известные менестрели учили тех кого считали достойным такого обучения, и это касается прежде всего передачи уже сформированных, кодифицированных, закрепленных в исторической традиции разновидностей эльфийской музыки - конкретных исторических <больших> баллад - Lay, многочисленных песенных сказаний ann-thennath, конкретных форм эльфийской условной музыкальной образности, передачи секретов технического мастерства, конкретных приемов игры на различных инструментах, а также обучение тому, как эти музыкальные инструменты изготавливать, постановка голоса для пения соло или в составе эльфийского <хора>, с аккомпанементом или без, обучение приемам свободной импровизации на заданную тему, открытие юным эльфам знаний о скрытых магических аспектах Силы, заключенных в эльфийской музыке и издревле переданных, равно как и обучение владеть этой Силой через музыку, призывая ее в случае надобности. Ведь глухо дважды упоминаемый в текстах <дар эльфийских менестрелей>, дар зримо представлять перед глазами слушателей то, о чем поется - без сомнения тоже связан с магией эльфов, выражаемой через музыку. 
С поправкой на практическое бессмертие эльфов подобное обучение могло длиться многие годы, если не десятилетия, в результате чего музыкальное мастерство любого эльфа становилось практически непревзойденным для представителя любого другого народа Средиземья. Для сравнения можно привести цитату о возрасте эльфов:

:weary of ten thousand centuries
устав и истомившись от десятков тысячелетий:

Ни одна другая раса Средиземья подобным временем просто не располагала, чтобы каждый конкретный ее представитель мог совершенствоваться в течение столь длительного времени.
Конечно, юные эльфы различались способностями и талантами, мерой дарования - вспомним прославленных, величайших певцов и менестрелей Даэрона Дориатского, Маглора, Финрода Фелагунда, Лютиэн Прекрасную, Фингона. Тем не менее способностей юным эльфам было не занимать. Об эльфах в целом говорится, что:

<Эльфам известно многое, они, как никто, подхватывают новости на лету и быстрее, чем падает водопад, узнают обо всем, что творится на земле>.

Нам это говорит о том, что у эльфы с самых юных лет уже обладают развитой и цепкой музыкальной памятью, и им достаточно было хотя бы раз услышать красивую мелодию, чтобы уже никогда ее не забыть. Это накладывало отпечаток на сам процесс обучения - отпадала необходимость в механическом заучивании и <зазубривании>, в преодолении инерции собственного неподатливого <я>. Вряд ли за всю историю Средиземья нашелся хотя бы один чистокровный Эльда, который мог бы сказать о себе <мне не дается музыка>. 
Но только ли <на пальцах> ли велось это обучение, в изустно-наглядной ли только форме велось оно, по принципу: <услышал-показал-запомнил>? Существовали ли какие-то письменные источники, руководства, своды знаний о музыке эльфов, которыми пользовались они сами? Имеющиеся свидетельства позволяют с достаточной уверенностью это утверждать. Напомним еще раз, что еще Румиль из Тириона на заре бытия Эльдар изобрел знаки, годные для запечатления речей И ПЕСЕН. Очевидно, речь тут идет прежде всего о буквах, но противопоставление <речей И песен> неявно говорит нам о том, что среди этих знаков очень вероятно были и такие, что годились и для фиксации музыки, мелодии отдельно от слов. То есть речь идет об эльфийской НОТНОЙ ЗАПИСИ, хоть ее конкретные формы нам и неведомы. Можно предположить, что эти - неизвестные - <эльфийские ноты> вполне могли по принципу идеографии напоминать европейскую невменную нотацию раннего средневековья или <крюки> восточной кондакарной традиции, диакритические сложные знаки, ставившиеся поверх слов, причем один знак мог обозначать как один звук, так и целый мелодический оборот. Знаки эти, как известно, были усовершенствованы Феанором и Даэроном, одним из величайших эльфийских мастеров музыки, что также доказывает тезис автора, пусть и косвенно. 
Примерный вид этих гипотетических - но вполне вероятных - кодексов о музыке, нотных сборников и т. п. можно себе представить по косвенному описанию Нуменора, как известно, весьма связанного изначально с Эльдар. Кроме прочего, там были и

:scrolls of lore written in scarlet and black:
:свитки, исписанные алыми письменами на черном: 

Это были свитки Верных Элендила - сохранивших связь с первоисточником Эльдар. По аналогии можно предположить, что так же - или примерно так - выглядели и ноты, и записи песен, сказаний и баллад.
Сходное читаем и в описании Фарамира, сына Денэтора наместника Гондорского, род которого тоже был издревле связан с Эльдар:

:He was: learned in the scrolls of lore and song:
:он: был знатоком старинных преданий и песен:

В оригинале <знаток свитков старинных преданий И песен>. С одной стороны, это противопоставление еще раз намекает нам на возможность существования нот в Средиземье, с другой стороны - на происхождение этих свитков (хранившихся, очевидно, в богатейшей библиотеке Гондора, которой пользовался даже сам Митрандир) из древнейших времен, возможно, многие из этих свитков происходили непосредственно от Эльдар.
Напомним также, что в источниках приводится множество свидетельств тому, как люди (и не только они) учились у Эльфов и заимствовали у них знания, мудрость и искусство, в том числе, бесспорно, и музыку - всему этому их УЧИЛИ, и учили сознательно. Это также дает возможность судить о том, что некая систематизированная система обучения музыке, т. е. методика - у эльфов все же была, процесс обучения отнюдь не носил спонтанно-хаотического характера. Но его отличительной особенностью была, бесспорно, воздушная ЛЕГКОСТЬ, присущая эльфам во всем - вряд ли хоть один из эльфов, кто попадал к наставнику музыки, хоть единожды подумал про себя - <о Эльберет, когда же кончится эта скукотища и наконец-то начнется музыка>, что так знакомо всем, кто постигал музыку у наставников человеческих:
Рассмотрим одно важное свидетельство, к эльфам вроде бы напрямую не относящееся - но имеющее непосредственное касательство к данному вопросу. Вспомним эпизод на дне рождения Бильбо в Шире:

:.А в хлопушках - маленькие инструменты, звонкие и чудесно сделанные (из Дейла): 
:of perfect make and enchanting tones:

Эти музыкальные инструменты были предназначены для маленьких хоббитят, но изобретены они были отнюдь не хоббитами. Привезены они были из Дейла, города людей, но сами они были скорее гномской работы (хотя, очень вероятно - сделанные по эльфийским прототипам, это видно из самого стиля инструментов, см. соотв. эпизод у JRRT - и того что Дейл был не слишком удален и от Горы, и от поселений лесных Эльфов Трандуила, сохраняя связи с обеими).
Из данной цитаты можно сделать прямой вывод о том, что в Средиземье существовали уменьшенные, ДЕТСКИЕ варианты музыкальных инструментов. Экстраполируя это на европейскую музыкальную практику, с уверенностью можно сказать, что они использовались не только и не столько для детских игр, сколько для ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ - коль скоро ни по качеству работы, ни по звучанию они ничем не уступали <взрослым> аналогам. В европейской музыкальной педагогике широко применяются уменьшенные варианты инструментов размером в ? и ? полного размера, это касается как струнных, так и духовых. 
И можно предположить, учитывая безусловное превосходство эльфийского искусства над всеми остальными в Средиземье, что и юные эльфы сначала получали в качестве <первого> инструмента <трехчетвертную> или <половинную> арфу с уменьшенным аккордом струн, а уже затем, по мере возрастания мастерства (и физического роста) получали доступ к большим <взрослым> инструментам.
Можно также предположить, что начальное обучение эльфов - как любое обучение - шло на произведениях <облегченного> по технической сложности уровня по возрастанию, попытка представить и создать возможную форму подобного учебно-вводного цикла для эльфийской хроматической арфы предпринята автором данной работы, серия арфовых миниатюр-<этюдов> пока еще в процессе создания, готовая часть выложена на сайте Анориэли (ссылка в начале работы). 
Обучение неизбежно должно было отталкиваться от существовавших на то время конкретных жанров и форм музыки эльфов, начинаясь на простых примерах с постепенным развитием и усложнением. Музыкальное образование было универсально. Юный эльф должен был овладеть несколькими инструментами, один из которых был, вероятно, профилирующим, основным, излюбленным, очень часто это была именно арфа, но благодаря долгим срокам жизни эльф вполне мог достичь (и достигал) равного совершенства в игре на всех инструментах, пусть даже предпочитая какой-то один из них. Ему предстояло научиться петь соло и вместе с другими эльфами, овладеть традиционными произведениями, многие из которых были для эльфов священными, научиться искусству сольной и ансамблевой игры на инструменте, овладеть аккомпанементом и свободной импровизацией, умением связывать слово и мелодию, сочинять мелодии к стихам - и поэзию к мелодии. 
Как правило, само по себе обучение происходило на лоне природы либо в здании, если это был город, но выделялись ли для этого какие-то особые помещения? Возможно, да - в пользу этого говорит следующая цитата:

:.Дом Элронда был само совершенство; там было хорошо всем - и тем, кто любит поесть и поспать, и тем, кто любит трудиться, и кто любит слушать или рассказывать истории, петь или просто сидеть и думать, и тем, кому нравится все понемножку:

Это - прямой признак того, что под музыку и обучение ей вполне могли быть выделяемы особые помещения, не только у Элронда, но и прочих племен Эльдар во все Эпохи (по крайней мере инструменты должны были где-то храниться, с соблюдением температурного <режима> и пр.)
:Результатом такого развернутого универсального обучения было, например, то, что Финрод, впервые встретив людей племени Беора Старого, смог взять <грубую арфу> неведомых ему людей и тут же играть на ней, хотя настроен (и устроен) этот инструмент мог быть совершенно иначе, чем эльфийский, несмотря на то что первыми учителями людей были Темные Эльфы. Затем <Фелагунд жил среди них и учил их истинным знаниям>, в том числе, конечно, и музыке:
Но совершенно необходимым условием для полноценности музыкальной жизни и обучения являлась непрерывность традиции, <привитость> к основному древу эльфийского бытия, связь с <центрами> эльфийской культуры, каковыми до Третьей эпохи были различные города Эльфов, а в Третью - Имладрис и Лориэн. Вспомним Леголаса, который поет песнь о Нимродели, но затем вдруг прерывается и опечаленно говорит:

:Дальше я петь не могу, - сказал он. - Это только часть нашей древней песни, но остального я, к сожалению, на память не знаю:

Т. е. даже несмотря на то, что Леголас был принцем правящего дома Лесных Эльфов, в его собственном музыкально-поэтическом образовании все же имелись некие <пробелы>, соответственно прочие подданные его отца Трандуила были еще менее совершенны в этом отношении из-за эпизодичности связей Лихолесья и Кветлориэна как основного средоточия высокой эльфийской культуры в Третью Эпоху, поэтому за <высшим музыкальным образованием> юным Эльфам с необходимостью следовало отправляться то ли в Имладрис, то ли в Лориэн:

 

Предыдущая тема

Содержание

Следующая тема

Hosted by uCoz