Эльфийская музыка в Средиземье и ее влияние на не-эльфийское искусство

 

Эльфы и Энты

Несмотря на предельную обособленность, закрытость Энтов от прочих народов Средиземья, музыкальное и культурное взаимовлияние Эльфов и Энтов прослеживается даже среди этого немногочисленного племени древопастырей, почему автор и счел возможным выделить их в особый раздел.
Связь Эльфов и Энтов прослеживается с древнейших времен, с первых дней бытия Арды, и связь эта в силу указанных особенностей - взаимна, как Эльфы повлияли на Энтов, так и Энты - на эльфов. Сравним:

I lifted up the branches of great trees to receive them, and some sang to Iluvatar amid the wind and the rain.
:Я вздымала ветви дерев, чтобы пить его (дождь), и некоторые (деревья) пели для Илуватара среди ветров и ливней:.
Это - слова Йаванна о деревьях, своих любимых творениях. Не это ли весьма конкретное пение деревьев Йаванны, следы которого были растворены во всех остальных деревьях Средиземья и всем живом, что росло - слышали Эльфы, пытаясь на заре мира ПОДРАЖАТЬ ему? Подражать, как и голосу поющих вод и свету Звезд? 
С другой же стороны - 

:они ведь нас когда-то излечили от немоты, а такое не забывается, хоть и выпали нам разные пути:
Фангорн о себе и прочих Энтах. 

Т. е. взаимность связи очевидна. Ибо всякий энт кроме <родного> языка владел еще и Старшей Речью Эльдар, языком преданий и песен:

Древень стоял дожидался их, напевая то ли на онтском, то ли на эльфийском, то ли еще на каком языке и поглядывая на небо

Музыкальность Энтов (вряд ли подвергаемая сомнению) мыла довольно сложным <конгломератом> их собственной природной специфичной музыкальности (вложенной в них Йаванной) и того, что Энты могли слышать у Эльдар, сохраняя связь с ними до того времени пока <пути не разошлись>. Основным видом музыки Энтов был вокальный, пение, как сольное, так и хоровое, как в своем собственном <стиле>, так и в виде, выдающем некое влияние Эльдар: 

:Я распевал и расхаживал день за днем напролет, гулким эхом вторили моему пению лесистые долы: (Фангорн)

Древень примолк, вышагивая размашисто и бесшумно, потом снова забормотал, бормотание стало напевом, в нем зазвучали слова, и хоббиты наконец расслышали обращенное к ним (медленное) песнопение
murmur, hum, chant a tune - <бормотание, гулкое напевание <под нос>, речитативный ритмизованный напев> - эта последовательность смены <стилей пения> не случайна. Ибо любой Энт-древопас, хоть и был весьма мудр и разумен, хоть и обладал даром речи, но все же он был носителем двойной природы в одном теле - природы разумного существа и природы ДЕРЕВА, которая неизменно проявлялась. Относительно <бормотания> - вспомним хотя бы <бормочущие мэллорны> Лориэна. А о связи речитатива и магии уже достаточно говорилось, чтобы повторяться. Ибо и сама сила Энтов, их способности дробить камень и т. д. явно были <сверх-натурного> плана, без магии тут вряд ли обошлось.
Читаем далее, весьма показательный пример:

Весь день пробродили они втроем по лесу - хором пели песни, дружно смеялись: 
А завидев рябину, он стоял, раскинув руки, стоял и пел, гибкий, точно юное деревце (swayed as he sang)
И хоббиты мирно уснули, внимая горестным песнопениям Брегалада, оплакивавшего на разных языках гибель своих возлюбленных, несравненных деревьев.
Обратим внимание - сам факт того что ХОББИТЫ могли петь песни ВМЕСТЕ с ЭНТОМ, да еще впервые попав к Энтам - но явно не испытывая особых сложностей <совместимости> в этом импровизированном <трио> - говорит о многом, прежде всего о том что сама музыкальная БАЗА была общей как для Энтов, так и для Хоббитов, совместимой на уровне узнаваемости. 
Конечно же, во всем Средиземье подобная база, основа, данная обеим народам - Энтам и Хоббитам - и знакомая им в равной мере, чтобы СРАЗУ петь вместе, могла быть только эльфийской и более ничьей. Учтем и то, что плач Брегалада по древам очень напоминал по форме эльфийские <ламенты>.
Брегалад во время пения <раскачивался>, что намекает на наличие четкого равномерного и постоянного РИТМА как специфически Энтского элемента, привнесенного в музыку Эльдар. Ведь музыка самих Эльдар была в этом отношении РАЗНОЙ - как импровизационной, на мелодиях неквадратной структуры и широкого дыхания, так и равномерно-ритмичной (что видно хотя бы из обычая Эльдар петь на ходу, <на марше>. Вне ритма это принципиально невозможно). Музыка Энтов, как видно, была преимущественно - если не исключительно - ритмичной, четкой, в равномерной пульсации, что очень ясно видно из следующего:

:потом донесся мерный гул, как будто барабанный рокот, его перекрывало грозное многогласие (many voices singing high and clear)
Навстречу им шагали пятьдесят с лишним онтов; широкими, ровными шагами спускались они колонною по двое. Во главе их шествовал Древень, они отбивали такт ладонями по бедрам 
(keeping step: beating time)
Во-первых, мы видим <грозное многогласие>, хоровое пение, которое - с большой долей условности, конечно - можно уподобить традиционному для Кавказа (Грузии и Армении) мужскому многоголосному пению (на это намекает singing high and clear - <пели высоко и чисто> и <мерный гул>. Именно так исполняется вокальная музыка четко определенных кавказских стилей - часть поющих (низкие голоса) создают в виде вокализа sotta voce (без слов) насыщенную звуковую <подложку>, на фоне которой возносятся и четко выделяются <высокие и чистые> голоса солистов. Повторюсь - это уподобление очень приблизительно и условно, ибо имеющейся информации все же недостаточно для однозначных выводов и сравнений.
Кроме прямого упоминания о ритмичном <отбивании такта> обратим внимание на ту крайне интересную особенность, что Энты, не знавшие никаких музыкальных инструментов, превращали в подобный многогранный инструмент собственное тело, заменяя барабан - отбиванием такта <ладонями по бедрам>, а клич трубы заменяя собственным зычным голосом, от которого подчас <трескались камни>.

Аргументом в пользу довольно длительной связи Энтов и Эльдар говорит также и тот факт, что:

В те давние времена отсюда до Лунных гор тянулся сплошной лес, а это была всего лишь его восточная опушка:

Вспомним, что традиционным местом жительства подавляющего большинства племен Эльдар был именно лес, а не горы и не равнины. Поэтому проникновение в природу, звукоподражание, постоянное общение с миром живого отличают всю культуру Эльфов во все времена и ее чисто музыкальный, мелодический тематизм - песни соловья, шепот листьев, <бормотание> мэллорнов, журчание воды. Вспомним и то, что Фангорн-Древень лично знал владык Галадриэль и Келеборна, это говорит нам о том что Эльфы некогда во множестве наполняли Энтские леса.
Ибо где владыки - там и их народ:
Тем не менее этот заимствованный тематизм был не только музыкальным, но и <событийным> тоже, ибо Энты <подарили> Эльдар целый большой раздел их (Эльдар) песенной тематики, а именно - тему Онодримского разлучения и тему самого Фангорна и его волшебных родников, которые была широко известны, и не только среди Эльдар:

Я думал, все об этом знают, сколько песен про это: и эльфы их пели, и люди, от Лихолесья до Гондора, - как онты ищут онтиц. Надо же, совсем уж все позабыли: Много песен сложили эльфы про то, как мы искали наших подруг; потом и люди переиначили эльфийские песни. (songs passed into the tongues of Men). Мы об этом песен не слагали, мы про них помнили и напевали их древние имена
: Да любой тебе эльф в Глухоманье слышал и помнит жалобные песни про онодримское разлучение (Леголас)
:Про чудесные фангорнские родники у нас и песни поются
Т. о, видна общая прото-основа, взаимовлияние, изменение изначально эльфийских тем людьми, но основа - бесспорно эльфийская

 

Предыдущая тема

Содержание

Следующая тема

 
Hosted by uCoz