Эльфийская музыка в Средиземье и ее влияние на не-эльфийское искусство

 

Эльфы и Гномы

История взаимоотношений Эльфов и Гномов началась по сути еще до появления как тех, так и других в Эа. Имеется в виду требование Илуватара к Ауле <придержать> пробуждение Гномов до прихода Эльфов, которым назначено было быть первыми. Тем не менее грубоватые на вид кряжистые приземистые бородачи обладали весьма утонченными душами, горячими сердцами и большой эмоциональностью. Способность познавать и творить прекрасное была заложена в своих Детей самим Ауле. В самом деле, и создавал-то он Гномов изначально именно затем и с той целью, чтобы:
so that they too might perceive the beauty of Eа
:чтобы они тоже могли познать красоту Эа:

Таким образом, способность <познавать красоту> есть одно из фундаментальнейших качеств Гномов и основной залог их развитой способности к музицированию как одному из видов <прекрасного>, к познанию которого они были призваны. О гномской эмоциональности и способности чувствовать красоту говорят и следующие примеры:

Это огромные чертоги, в которых звучит и звучит медленная музыка переливчатых струй и вечной капели над озерами, прекрасными, как Келед Зарам в сиянье звезд:
Слова Гимли, очень поэтические слова. <Медленная музыка переливчатых струй и вечной капели> - тема очень близкая как Гномам, так и Эльдар - непременно преломлялась и в музыке. 

:Гномы с ужасом глядели в небо. У эльфов из груди вырвался стон (cried out with many voices).
:Гномы, провожавшие его за ворота, низко поклонились, но не могли вымолвить ни слова от волнения:
Эмоциональность тех и других, Гномов и Эльдар, что непременно должно было выражаться и в музыке

Тем не менее познавали одну и ту же красоту Эльдар и Гномы по-разному. Это видно из следующих слов Йаванны, обращенных к Ауле:

thy children will have little love for the things of my love: Many a tree shall feel the bite of their iron without pity.
Дети твои не будут любить того, что люблю я: не одно дерево ранят удары их безжалостного железа

Это уже наталкивает на ту мысль, что Гномы неминуемо должны были заимствовать эльфийские музыкальные инструменты (особенно сделанные из дерева, ведь если Гном не питал особой любви к дереву как таковому, то и музыкальные инструменты из него вряд ли делал) и саму музыку на них исполняемую. В этой связи следует учесть и то, что не каждый деревянный инструмент выдержал бы подгорную атмосферу чрезмерной влажности или чрезмерной сухости.
А вот как об этой принципиальной разнице в путях познания красоты мира и самого мира говорят сами Гномы, например Гимли:

:память - слишком холодное утешение. Ведь она лишь зеркало ушедшей жизни. Во всяком случае, так думают гномы. Для эльфов прошлое вечно продолжается, и память у них - как живая жизнь; а мы вспоминаем о том, что ушло, и наша память подернута холодком...

Т. е. и для гномов музыка и песни были, как и для людей (в меньшей степени - для Эльдар) очень важным средством сохранения истории и прошлого. Не всегда Эльфы и Гномы ладили и во всем были единодушны, что видно и из следующего: 

Гномы - те не очень ладят с эльфами: Эльфы их раздражают, потому что любят дразнить гномов и подшучивать над их бородами 

Тем не менее связи Эльфов и Гномов (торговые и дружеские) и неминуемый культурный обмен прослеживаются с самых первых дней, несмотря на то что дружба носила более вежливо-прохладный характер, основываясь на принципах взаимной выгоды:

It came to pass during the second age of the captivity of Melkor that Dwarves came over the Blue Mountains of Ered Luin into Beleriand.
:случилось так, что во второй век Пленения Мелькора гномы перевалили через Эред Луин - Синие Горы - и пришли в Белерианд

<дружба между наугримами и гномами всегда была холодна, хотя и весьма выгодна и тем и другим>
И далее: 

:Мелиан многому научила их (гномов)

Коли так, то не учила ли она их и музыкальному искусству? По крайней мере ПРОТИВ этого тезиса не говорит ничего, что видно и из следующего:

Elves and Dwarves together, each with their own skill, there wrought out the visions of Melian, images of the wonder and beauty of Valinor beyond the Sea:
:эльфы: вместе с гномами запечатлели видения Мелиан:.
Это говорит нам, во-первых, о разности стилей Гномов и Эльдар несмотря на общую прото-основу творчества - <видения Мелиан>, которые каждый народ запечатлевал <вместе>, но <по-своему>. Во-вторых, вспомнив, какую роль майа Мелиан сыграла в Эа применительно к магии, тут можно усмотреть и передачу Гномам магических знаний. В самом деле, в гномских песнях упоминаются <могучие заклятья>, "mighty spells", которые гномские мастера вкладывали в свои творения, а следующий пример говорит нам о связи Эльфийской и Гномской магии через саму ее форму - речитативно-распевную, музыкальную, о чем подробно уже говорилось, сравним:

:Гимли резко сбросил одеяло, вскочил на ноги и нараспев прочитал - под аккомпанемент гулкого эха:

chant у гномов и эльфов как общее, один и тот же термин.
:гномы заметили, что находятся на краю поляны, где раньше горели костры эльфов. Им пришло в голову, что здесь сохранилось доброе волшебство (some good magic) и паукам оно не по вкусу:
Т. е. Потенциально Гномы были способны ощущать магию Эльдар.

О прямых связях Эльдар и Гномов читаем далее:

Durin was the most renowned in after ages, father of that kindred most friendly to the Elves, whose mansions were at Khazad-dum.
Самым почитаемым из них (Праотцев Гномов) в поздние Эпохи был Дарин, отец народа, дружившего с эльфами - царствовал он в Казад-Думе

Гномы прорубили Западные Ворота, чтобы беспрепятственно торговать с эльфами, а эльфы насадили дубовую аллею в Родниковой долине, принадлежавшей гномам, чтобы увековечить их тесную дружбу - дуб считался символом Остранны. Ибо в те благословенные времена народы Средиземья дружили между собой, даже эльфы и гномы умели не ссориться.

гости слушали, затаив дыхание, об эльфах-кузнецах, живших в Остранне, об их тесной дружбе с гномами-морийцами

Эти связи имели еще и то значение, что шел обмен секретами мастерства изготовления музыкальных инструментов, в первую очередь металлических.

Гномы подвергались не только эльфийскому влиянию, гномские племена в общем были не менее <разношерстны> в своих пристрастиях, чем племена Людей, а зачастую и самих Эльдар, сравним:

But the Naugrim gave their friendship more readily to the Noldor in after days than to any others of Elves and Men, because of their love and reverence for Aulё;
:из всех людей и эльфов наугримы впоследствии более всего дружили с Нолдор, потому что те любили Ауле и преклонялись перед ним: 
Через Нолдор шло и музыкальное влияние.

:В некоторых местностях отдельные бессовестные гномы даже заключали с гоблинами союзы:

Поэтому нельзя огульно причислять ВСЕХ Гномов к <грубому, неотесанному> типу существ - нужно обязательно конкретизировать, к чьему племени принадлежал конкретный Гном.
Ведь эльфийское влияние было в географическом смысле многообразно, и даже великое подгорное царство Гномов Мориа не обладало <монополией> на культурный обмен с Эльдар:

:Moria; but it was far off in the Mountains of Mist beyond the wide leagues of Eriador, and to the Eldar came but as a name and a rumour from the words of the Dwarves of the Blue Mountains.
:Мориа далеко, за просторами Эриадора, в Мглистом Хребте, и до эльфов доходили лишь слухи о нем от гномов Синих Гор...
Значит, влияние эльфийской музыки на гномов шло как минимум НЕ ТОЛЬКО через Мориа, культурного примата не было.

Бесспорное, очевидное влияние Эльдар на Гномов проявлялось в сфере вокальной музыки, что прямо видно из следующего:

But they could understand no word of the tongue of the Naugrim, which to their ears was cumbrous and unlovely
:они (эльфы) не могли понять ни слова из языка наугримов, казавшегося им медленным и неприятным:

Т. е. язык Гномов был немузыкален сам по себе и для пения не годился, - это объективная внутренняя предпосылка к заимствованию вокальных жанров и конкретных песен Эльдар. 
Это музыкальное заимствование приводило к удивительным результатам, песни Гномов, которые пелись на Общем Наречии или непосредственно на Синдарине или Квэнья, по производимому на слушателей эффекту зачастую мало чем уступали пению самих Эльдар, вспомним следующий очень яркий эпизод:

- А теперь перейдем к музыке! - сказал Торин. - Несите инструменты! Кили и Фили побежали и принесли скрипочки; Дори, Нори и Ори достали откуда-то из-за пазухи флейты; Бомбур притащил из прихожей барабан; Бифур и Бофур тоже вышли и вернулись с кларнетами, которые они, раздеваясь, оставили среди тростей; Двалин и Балин одновременно сказали: "Извините, но я забыл мой инструмент на крыльце!"
- Захватите и мой! - сказал Торин. Они приволокли две виолы ростом с себя и арфу Торина, закутанную в зеленую материю: арфа была золотая и красивая; и когда Торин ударил по струнам, все заиграли тоже, полилась такая неожиданная, такая сладостная, мелодичная музыка, что Бильбо позабыл обо всем и унесся душой в неведомые края, туда, где в небе стояла чужая луна - далеко По Ту Сторону Реки и совсем далеко от хоббичьей норки Под Холмом. 
Через окошечко в склоне Холма в комнату проникла темнота, огонь в камине (стоял еще апрель) начал гаснуть, а они все играли и играли, и тень от бороды Гэндальфа качалась на стене. Тьма заполнила комнату, камин потух, и тени пропали, а гномы продолжали играть. И вдруг, сперва один, потом другой, глухо запели таинственную песню гномов, что пелась в таинственной глуши их древних жилищ: И, слушая их пение, хоббит почувствовал, как в нем рождается любовь к прекрасным вещам, сотворенным посредством магии или искусными умелыми руками, - любовь яростная и ревнивая, влечение, живущее в сердцах всех гномов. И в нем проснулось что-то туковское, ему захотелось видеть громадные горы, слышать шум сосен и водопадов, разведывать пещеры, носить меч вместо трости:

Обратим внимание на то что музыка была <неожиданно> сладостная и мелодичная. Очевидно, утонченная красота музыки не вязалась с <приземленным>, грубоватым видом гномов и самим грубовато-небрежным стилем их поведения. Значит, песня, хотя и была гномская и о гномах, все же несет на себе очевидные следы эльфийского влияния. 
Мы видим, что Гномы умели и петь, и музицировать, и охотно это делали, упоминания об этом встречаются постоянно, пение для Гнома было такой же естественной вещью как и для Эльда, с поправкой то что Гному для этого нужна была обстановка, настроение, тема, вообще <соответствующие условия>, <просто так> без причины и настроения Гном не пел (вспомним цитату в начале работы) - а Эльф мог петь всегда и везде, в любой ситуации:

Лежа в постели, он слышал, как в соседней с ним парадной спальне Торин напевает:

:Гномы сидели на полу перед очагом, скрестив ноги, и пели: песню (у Беорна)

Очень распространено и у Эльдар, и у Гномов, и у Хоббитов, и даже Истари было <дорожное> пение, помогавшее скрасить длинный путь:

:и, отъехав на несколько миль от дома Беорна, они снова принялись болтать, петь:

Но ни в этот день, ни на следующий, ни еще через один путешественники не пели и не рассказывали историй 
(Т. е. пение - обычное дело в дороге)

Он слушал, как Гэндальф мурлычет себе под нос обрывки песен на чужих языках, и миля уходила за милей
He heard Gandalf singing softly to himself:

Но несмотря на чисто музыкальную общность и влияние музыки Эльдар, у Гномов четко выделялся свой собственный стиль, в пределах одних и тех же событий - пиры, празднества, поминание павших в битве - тематика песен и музыки и сама <этническая> гномская музыка сохраняла свои древние корни поглощения музыкальной культуры Гномов музыкой Эльдар - при всем учете ее Гномами - не было:

:гномы вынесли арфы и прочие музыкальные инструменты, найденные в сокровищнице, и заиграли и запели, желая умилостивить Торина. Но их песня была непохожа на песни эльфов (not an elvish song) и больше походила на ту первую, которую гномы пели когда-то в хоббичьей норке
Т. е, несмотря на очевидную общность инструментов (именно музыка эльфов побудила гномов), четко видна бросающаяся в глаза разница стилей (<не-эльфийская песня>), но и под землей тоже звучала схожая музыка, мелодии, похожие на Эльфийские и от них произошедшие.

:Лошадьми правили длиннобородые гномы в надвинутых капюшонах и пели непонятные песни (strange songs) 
Видно очень явное расхождение стилей до такой степени, что это резало слух <непохожестью> (<странные, непонятные песни>)

Вон они, овеянные легендами вершины - Заснеженные Зирак, Бараз и Шатхур! Я видел их, да и то издалека, только раз, но они хорошо мне знакомы. Им посвящено множество легенд, а их изображения - в металле и камне - не раз создавали наши мастера
И в музыке тоже, пожалуй, эта специфически-гномская тематика была воплощена.

В добрый час ты вернулся к нам, Гэндальф! - возгласил Гимли и пустился в пляс под диковатый напев на гномьем языке. - Ну, теперь держитесь! - кричал он, вертя топором над головой 
:capering as he sang loudly in the strange Dwarf-tongue:
Это - одно из немногих упоминаний о <этническом> гномском стиле, свободном от всяких влияний. Т. о., <национальные> пляски и песни гномов тоже имели место быть.

Когда наконец битва была выиграна, оставшиеся гномы собрались в Азанулбизаре. Они взяли голову Азога, набили ей рот мелкими монетами и посадили на кол. Ни пира, ни песен не было в этот вечер; бесчисленно было количество мертвых и велико горе...
...т. е. обычно это все БЫЛО - и пир и песни, как часть Гномской культуры.

Then the Dwarves raised up the body of Azaghal and bore it away; and with slow steps they walked behind singing a dirge in deep voices, as it were a funeral pomp in their country
:тогда гномы подняли тело Азагхала и унесли его прочь; медленно ступая, пели они погребальную песнь, словно это были похороны в их собственной стране:
Это - еще одно указание на специфически гномские обычаи и музыкальные стили, жанры (слово dirge, <погребальная песнь> особого вида, не встречается относительно иных народов Средиземья).

И гномы на самом деле считали его (Дьюрина) бессмертным, который возвращается; у них вообще было много странных сказаний и верований, касавшихся их самих и их судьбы в мире:
Что наверняка и в музыке выражалось в виде песен на эту тему:

Это главный зал Трора, - промолвил Торин, - здесь устраивались пиршества и собирался королевский совет
Hall of Feasting, столь же традиционное место для трапезы и музицирования, как и Каминный Зал в обиталище Элронда.

:И гномы размножились, и в залах Эребора задавались пиры и звучали песни:
Песни как Гномские, так и Эльфийские, что видно и из следующего:

в Мориа :<звенели арфы: до скончания дней>
(<О народе Дурина>, неопубликованные фрагменты Приложения А)

Как уже было сказано, наивысшим развитием этого инструмента была именно Эльфийская арфа, elven-harp. А поскольку арфа упоминается применительно к гномам во множестве мест - и с учетом древних связей Гномов и Нолдор - можно предположить, что отличия между гномской и эльфийской арфами были минимальны, если были вообще. 
А инструмент определяет и музыку на нем исполняемую.

:услыхав песню (Гномов) и последующий разговор, - уж очень они ему показались воинственными:
Боевая песня гномов как чем-то общая музыке Людей, в частности Роханцев.

В общем и целом тематика песен Гномов, с учетом вышеприведенных цитат и на основании сохранившихся образцов - это воспевание золота, драгоценностей, радости подгорного труда, величия и богатства гномских царств, красоты подземного мира, освещенного яркими светильниками в блеске сокровищ, печаль о былом, воспоминание былой утраченной великой славы, типичным элементом была тема Гнома-странника, вынужденного скитаться <в рассеянии> среди чуждых племен в отрыве от родины (особенно после падения Мориа, разрушения драконом Смогом Подгорного царства предков Торина Дубощита и т. д.)

Предыдущая тема

Содержание

Следующая тема

Hosted by uCoz