Жанры и формы эльфийской музыки

Инструментальная музыка Эльдар

Первое упоминание о разделении музыки Эльдар на вокальную и инструментальную относится еще к древнейшим временам Валинора:

at each first gathering of fruits Manwё made a high feast for the praising of Eru, when all the peoples of Valinor poured forth their joy in music and song upon Taniquetil.
:каждый раз, в начале сбора плодов, Манвэ устраивал великое празднество во славу Эру, когда все народы Валинора пели и веселились на Таниквэтиль.

Противопоставление - music AND song - непосредственно указывает нам на возможность существования чисто инструментальных жанров в отличие от их неизменной соединенности с пением. Таким образом, инструментальное исполнительство можно определить как традицию, восходящую непосредственно к Валар - с одной стороны, и развиваемую самостоятельно Эльдар - до встречи с Валар - с другой стороны.

:those near him were silent, intent upon the music of the voices and the instruments:
:все вокруг утихли, внимая пению и музыке (дословно music: of the instruments - <музыке, исполняемой НА ИНСТРУМЕНТАХ>

And the music, and the singing:
:И всюду музыка, всюду песни:
Снова противопоставление вокальной и инструментальной музыки.

:no laughter OR song OR sound of harp
Кончились смех, звуки арфы и пение
Это <или> уже показывает возможность существования сольного арфового жанра как такового.

:Среди скал зазвучали голоса и песни, чего не бывало уже давно. Эльфы заиграли на арфах (elven-harps), послышались дивные мелодии (sweet music). И со звуками музыки холодный воздух словно согрелся, и до гномов донесся слабый аромат лесных цветов, как будто сейчас была не глубокая осень, а весна: 
Обратим внимание - СНАЧАЛА <зазвучали голоса и песни> и лишь ПОТОМ Эльфы <заиграли на арфах>.

Жанры собственно инструментальной музыки тоже были различны. В общем и целом, похоже, чисто инструментальное исполнительство носило роль, подчиненную культурно-практическим нуждам жизни Эльдар и аккомпанементу, вряд ли можно говорить о существовании <концертов для эльфийской арфы соло> как совершенно самостоятельной области музицирования, не пересекающейся с пением. Доминантой же инструментального музицирования была импровизационность, в рамках единого стиля конкретные инструментальные произведения вряд ли жестко фиксировались и <кодифицировались> (что потребовало бы крайне развитой системы нотной записи, свидетельств чему - относительно именно инструментальной музыки - не найдено). Таким образом, даже исполняя какое-нибудь вокальное <каноническое> произведение стиля <лэ> или <энн-сеннат> и аккомпанируя себе - каждый раз Эльф играл аккомпанемент хоть чуть-чуть, а все же иначе чем в прошлый раз, гармонизуя тем не менее одну и ту же четко определенную мелодию.

О том, что чисто инструментальная музыка свободно и неповторимо рождалась каждый новый раз, чтобы уже никогда не повториться в ТОЧНО ТОМ ЖЕ САМОМ виде, отчасти говорит и следующее:

As Elrond entered and went towards the seat prepared for him, elvish minstrels began to make sweet music. Slowly the hall filled:
:в то время как Элронд, войдя, шествовал к своему месту во главе стола, эльфийские менестрели заиграли прекрасную и дивную музыку. Зал постепенно наполнялся (гостями):
Тут недвусмысленно имеется в виду НЕ пение, но музыка исключительно инструментального <антрактного> типа, как ненавязчивый музыкальный фон, позволяющий скрасить время ожидания когда все соберутся - поскольку <зал постепенно (все еще) наполнялся гостями> в то время как менестрели УЖЕ играли. <Лютни менестрелей>, упомянутые в оригинале перевода - выдумка Муравьева и Кистяковского, но музыка тем не менее была инструментальной. Об этом прямо говорит и весьма специфическая фраза оригинала to make music - подобное употребимо по отношению исключительно к инструментальной музыке, и именно музыке импровизационной, а не <отрепетированной> заранее. Иначе было бы сказано to play music.

Отдельным высокоразвитым жанром инструментальной музыки Эльдар была музыка танцевальная, создаваемая как знаменитыми эльфийскими мастерами (ну, музыку для танцев писали абсолютно все великие из известных нам человеческих композиторов), так и любым Эльда в радостном настроении, когда было кому играть и кому танцевать под эту музыку - при любом подходящем случае, но особенно характерны танцы (и инструментальная музыка, их сопровождающая, равно как инструментальная музыка вообще) для празднеств Эльдар:

He it was that made music for the dance and song of Luthien
:это он, прежде чем Берен пришел в Дориат, создавал для Лютиэн песни и музыку для танцев:
(Имеется в виду Даэрон)
:После чего все спустились к воде посмотреть, как пляшут и поют эльфы: 
Upon the midsummer's eve, Иванов День, летний солнцеворот.
(Танцевальная музыка + праздник, традиция)

Вон там целый пожар - костры, факелы; слышите - поют, играют на арфах!: Этот пир был еще пышнее, еще роскошнее прежних, во главе пирующих сидел лесной король (woodland king) в венке из листьев на золотоволосой голове, точь-в-точь король из бомбуровского сна. Эльфы передавали по кругу чаши, одни играли на арфах, другие пели. В их блестящие волосы были вплетены цветы, драгоценные камни сверкали у них на воротниках и кушаках, лица и голоса были исполнены веселья. Песни были такие звонкие и прекрасные (loud and clear and fair), что Торин выступил на середину круга...

Применительно к развитым сложным формам эльфийской инструментальной музыки можно сделать экстраполированные выводы на основании того что известно о музыке Людей и иных рас.
Известно, что у Эльдар бытовали не только сольные инструментальные формы, но и сложно-ансамблевые. Это видно из следующего.
Во-первых, вспомним описание музицирования Гномов у Бильбо (см. главу <Эльфы и Гномы> в разделе <Эльфийская музыка в Средиземье>). Читаем также:

из Дол-Амрота явились арфисты, лучшие арфисты в стране, пришли и те, кто играл на виолах, на флейтах, на серебряных рогах, не заставили себя ждать и звонкоголосые певцы из лебеннинских долин:
viols: flutes: horns of silver: clear-voiced singers:
Эти музыканты пришли в Минас-Тирит. Арфисты - скорее всего НЕЭЛЬФИЙСКИЕ, т. е. самые искусные среди ЛЮДЕЙ

:Вмиг загремели все трубы, и Великий Князь Элессар подошел к цепи; а Гурин, Хранитель ключей, откинул ее; под звуки арф, виол и флейт, под звонкое многоголосое пение Государь шествовал по улицам:

Известна прямая связь древнего Гондора с Вышними Эльдар через его основателей, потомков древних Нуменорцев. Эта же связь, прямое наличие эльфийской крови, прослеживается и в Дол-Амроте через родословную его владыки князя Имраиля, родича гондорских Наместников. Поэтому можно смело переносить эти упомянутые формы инструментального музицирования и на Эльдар тоже, ибо влияние шло именно с их стороны.
Данные цитаты позволяют нам провести прямые аналогии - в самом деле, описанный вокально-инструментальный ансамбль в его конкретном сочетании инструментов (струнные, смычковые и щипковые, духовые деревянные и металлические) есть не что иное как известный нам старинный европейский broken consort, <консорт смешанного типа>, т. е. ансамбль состоящий из разнородных инструментов. Поэтому можно предположить и наличие у Эльфов и <однородных консортов>, whole consort - ансамблей, состоящих из инструментов разной высоты, но одного вида, т. е. чисто арфовые, флейтовые, виольные и прочие <консорты>. По крайней мере по отношению к арфе эта экстраполяция не лишена оснований, описание арфового ансамблевого музицирования <без примеси> прочих инструментов встречается слишком часто чтобы им пренебречь.

И, завершая это раздел, автор на основании всего вышеизложенного предполагает возможность наличия - очень условно - неких ОБОБЩЕННЫХ стилистических потоков внутри единого русла музыки Эльдар. Аттрибутивно - и опять же очень условно - эти гипотетические <чисто Эльфийские> стили можно назвать как <стиль Звезд>, <стиль Воды>, <стиль Леса (деревья и соловьи), <стиль Луны>, <стиль Весны, Лета, Осени>, <стиль Моря> и т. д., эти прямые обобщенные аналогии слишком прозрачны, прямых доказательств нет, тем не менее автор считает данную гипотезу не противоречащей в основных положениях тому что нам об Эльдар известно. Ближайшей аналогией данному стилевому дроблению является множество определенных и четко кодифицированных музыкальных стилей в европейской традиции менестрелей, трубадуров, труверов и миннезингеров - <светлый>, <темный>, <весенний>, <провансальский> и т .д.

Предыдущая тема

Содержание

Следующая тема

Hosted by uCoz