Жанровые и стилистические особенности эльфийской музыки, эльфийская гармония и инструменты эльфийской музыки, возможности ее воплощения в нашем мире и традиционными для нас средствами.

Ударные

В текстах непосредственно упоминается два больших семейства ударных, одно из которых занимало важное место в культуре и быту Эльдар. Это - колокола (и цельнометаллические гонги) и распространенные среди прочих народов Средиземья барабаны.
Колокола упоминаются по отношению практически ко всем крупнейшим городам Эльдар начиная с Первой эпохи - <Валимар многозвонный>, Тирион и т. д. Они также были весьма распространены и среди прочих народов Средиземья, особенно у Людей:

:в городе раздавался звон колоколов (бывший Дейл):

:С сожалением он (Элронд) вспоминал веселые колокола города Дейла:

:the tower-bells tolled solemnly:
:башенные колокола торжественно перекликались:

Густой, сильный, далеко слышный звук колокола служил в Средиземье для многих целей, в некоторых типичных ситуациях колокола звучали вместе с трубами или вместо них, поодиночке и все вместе - как правило это были торжественные случаи, отбивание времени суток и часов, знак к началу празднества, сигнал к фиксированной трапезе, приветствие, боевая тревога (набат) и т. д (примеры, касающиеся Людей, с полным правом можно перенести и на Эльдар):

:Не успел он договорить, как зазвонили колокольчики, сзывающие гостей к праздничному столу:
ringing of many bells

Вскоре в Замке прозвенел колокол: (Созыв на совет у Элронда)

:С этими словами он ударил в серебряный гонг возле подножной скамейки, и выступили из ниш по обе стороны дверей прежде незримые служители:
a small silver gong

:The noon-bell rang
прозвонил <полуденный> колокол

:the bells of day: rung out again
прозвонили утренние колокола (Гондор)


:Кончится еще мрачнее, коли не поспеем до сигнальных колоколов, -- отозвался Бергил, -- Пойдем-ка, пойдем! Слышишь, трубят, сейчас закрывать будут!
sundown-bells, <закатные> колокола, Минас-Тирит.
trumpets for the closing of the gates

..Вспомним также гномские <трубы, звучавшие у врат Мориа>, как пелось в песне. Не значит ли это, что там же могли звонить и колокола - по аналогии с примером?..

Звонили колокола, все разбегались и прятались: (в Мортхондской долине за Тропой Мертвых)

:a music of trumpets and ringing of bells:
:в ликующем городе гремели трубы и звонили колокола:

:bells: tolled the alarm:
:И без приказа -- приказы отдавать было некому -- кинулись к колоколам и ударили в набат; трубы затрубили сигнал к отступлению:

Внезапно вновь ударил колокол и загремел, не смолкая. Затрубили рога: (у Кирит -Унгола)

Как видно из текстов, колокола изготавливались самых различных размеров в зависимости от цели - от больших башенных набатных колоколов вплоть до самых маленьких, иногда применявшихся для чисто музыкальных целей, перезвона:

послышался тихий, рассеянный ветерком перезвон, легкое звяканье бубенцов (small bells tinkling, jingling) (в сбруе Глорфинделя)

Материалом колокола был исключительно металл, который и определял конечное назначение и размер колокола. Большие сигнальные колокола могли изготавливаться исключительно из твердых, но упругих медно-бронзовых сплавов, колокола меньшего размера могли отливаться и из мягких металлов - золота и серебра, но их применение было исключительно домашним (как в обиталище Элронда) или чисто музыкальным - прежде всего потому, что звук подобного колокола не был сильным. <Золотые колокола> нередко упоминаются в песнях как символ благоденствия и процветания:

:зазвонят золотые колокола (golden bells) 

Что касается барабанов, то их применение не зафиксировано у Эльдар - исключительно у Людей, Гномов и Орков, причем барабан мог играть и не только ритмически-музыкальную роль:

:Бомбур притащил из прихожей барабан:

:Он сел и снова прислушался к рокоту барабанов:
:Ты слышишь барабаны лешаков, лесных дикарей: так они переговариваются издали.
Имеются в виду барабаны обитателей Друаданского леса - аналогия с <говорящими барабанами> Африки и Океании более чем очевидна.

:the dark chamber echoed as if to drum and trumpet:

Из этой цитаты видно, что средиземские труба и барабан могли употребляться в паре (подобное сочетание инструментов было очень популярно в ренессансной Англии, а значит - и в Хоббитании, об этом см. ниже). 
Не исключено также, что в Средиземье бытовал ручной бубен (с колокольчиками или без), применявшийся как ритмический инструмент, хотя прямых доказательств этому и нет:


Завершая этот краткий обзор музыкальных инструментов Эльдар и Средиземья в целом, отметим тот вряд ли могущий быть оспоренным факт, что именно Эльдар достигли наивысшего мастерства в их изготовлении и отделке, равно как и в самой игре на них. А это неминуемо должно было вести к тому, что и прочие народы Средиземья должны были заимствовать как сами инструменты и их типы - ибо не было смысла заново изобретать уже изобретенное и отточенное до совершенства - так и саму музыку, на них исполняемую. Подробнее об этом см. соотв. раздел.
Мы же переходим к рассмотрению следующего вопроса.

Hosted by uCoz