Жанровые и стилистические особенности эльфийской музыки, эльфийская гармония и инструменты эльфийской музыки, возможности ее воплощения в нашем мире и традиционными для нас средствами.

Духовые инструменты

"The trumpets of Manwё are loud"  <громки трубы Манвэ>

Это изречение, несущее на себе печать предания и черты афористичности, позволяет предположить, что эльфийская музыка, сопровождавшая церемонии культа Манвэ, была выдержана в помпезно-торжественном духе (что в общем не характерно для искусства эльфов, но поскольку Манвэ - Владыка Воздуха и Ветров, то это предполагает и в музыке некоторую легкость, стремительную <полетность>, воздушность) и исполнялась на металлических духовых, однозначно предполагаемых термином <trumpet>. Ближайший предполагаемый аналог подобной торжественной музыке духовых в нашем мире - торжественные сюиты Генделя, некоторые части <Сюиты планет> Густава Хольста, музыка протестантской церкви, допускающая в богослужение тромбон, корнет и трубу. 
Вообще духовые металлофоны, подобные трубе и фанфаре, занимают крайне важное место в музыкальной культуре Средиземья, поскольку эти инструменты применялись для широчайшего спектра различных целей, нет практически ни одной расы, кто не применял бы трубы в ежедневной практике войны и мира. В том числе, конечно, важное место занимали металлические духовые и в музыкальной культуре и жизни Эльдар. Рассмотрим непосредственные свидетельства.

Первый намек на проникновение <музыки труб> в Средиземье мы находим в упоминании о том, что майа Оромэ был <знаменосцем и герольдом> вала Манвэ. Как уже сказано выше, в обязанности герольда входило кроме прочего и трубить клич-девиз своего сеньора при объявлении его воли или при его появлении в телесно-зримом облике среди Эльдар или вреди других Валар. Несомненно, эта энергичная музыка, часто звучавшая во время войн Валар и Эльдар с Мелькором, также была усвоена эльфами и использовалась в торжественных церемониях. Упоминания о <герольдах>, первым из которых и был Эонвэ - герольдах, неизменно трубивших в трубы, встречаются во всех источниках применительно ко всем эпохам. Так, Элронд сам говорит о себе: <:Я был глашатаем (herald) великого Гиль-Галада>. И далее, читаем также:

:Арагорн выслал от Развилка трубачей на все четыре стороны, и под звуки труб герольды возглашали: "Властители Гондора возвратились на свои исконные земли!"

:Они подъехали к Мораннону, развернули знамя и затрубили в трубы; герольды выступили вперед и возгласили:

:снова явился отряд, вперед выступили трубачи, и один из них, протрубив, объявил: 
- От имени Эсгарота и Леса мы взываем к Торину Оукеншильду, сыну Трейна, именующему себя королем Под Горой:

С самых древних времен истории Эльдар и во все эпохи Средиземья сигнал трубы (труб) означал начало похода, выступление войска, появление героя перед врагами (как вызов на бой) и появление сеньора перед вассалами, монарха перед подданными:

Small love for Fеanor or his sons had those that marched at last behind him, and blew their trumpets in Middle-earth at the first rising of the Moon.
:мало любви питали к Феанору те, кто шел за его братом, и чьи трубы услышало Средиземье при первом восходе Луны:

even as the Moon rose above the darkness in the west, Fingolfin let blow his silver trumpets and began his march into Middle-earth
:и как раз когда Луна, рассеяв мглу, поднялась на Западе, Финголфин протрубил в серебряные трубы и начал переход в Средиземье

:But even as the trumpet sang and Feanor issued from the gates of Tirion:
Но едва пропела труба, и Феанор вышел из врат Тириона:

:a single trumpet sounded:
Одиноко запела труба (Рохан, перед выступлением войска)

For seven days he journeyed with banner and trumpet:
Семь дней шел он (Ар-Фаразон) с трубами и знаменами:
:he gave the signal for the raising of the anchors; and in that hour the trumpets of Numenor outrang the thunder:
:и подал знак к отплытию (Ар-Фаразон), и пение труб Нуменора заглушило раскаты грома:

Конечно же, мощные раскаты трубных кличей слышались и в битве, во время войн, это была боевая музыка как совершенно особый ее жанр - в виде сигналов к атаке, отступлению, сбору войск, вылазке, приветствию (боевой салют), как знак появления союзника - или врага, в знак презрения к врагу, как вызов на поединок, как знак победы - или поражения, как условные сигналы для передачи информации на расстоянии, часто в паре с сигналами рога, о чем будет сказано далее:

:На другое утро спозаранку в лагере раздались звуки труб:

:.Затрубили трубы, призывая к оружию людей и эльфов:
(трубы у тех и у других--- trumpets)

:The trumpets had not rung in challenge but in greeting: (Men of the wide Eastlands)
Они слышали не предбитвенные трубы, а приветственные фанфары:

:Протяжно затрубил рог, и гулким эхом отозвалась долина. За рекой зажигались огни. И вдруг с высот дружно грянули трубы: казалось, они поют под единым сводом, и слитный трубный гром раскатился по каменным склонам
(blew a long call on a horn - это указывает на довольно развитую связную мелодию сигнала, не ограничивающуюся короткими попевками из нескольких нот)

:И тогда протрубила труба со стен цитадели: Денэтор наконец-то разрешил вылазку:
:И снова запела труба, отзывая вылазку:

:he let sound: a great concourse of trumpets:
:и (Арагорн) велел трубить во все трубы, брошенные врагом:

:there came suddenly a music of trumpets, and Caranthir with his host came down from the north:
:вдруг запели трубы, и с севера с войском пришел Карантир (сын Феанора):

:At the bidding of Ecthelion trumpets were blown on the towers of the great gate, and they echoed in the hills; and far off but clear there came a sound of answering trumpets blown upon the white walls of the city
:по велению Эктелиона (Гондолинского) на привратных башнях затрубили трубы, и эхо отозвалось в горах, и издалека ясно прозвучал ответный голос труб с белоснежных стен:

:Невдалеке запели рога, и, словно встречный ветер, поднялся приветственный гул. Потом грянули трубы, и толпа разразилась дружным кличем:

Кроме этого, сигналы труб применялись для обозначения всевозможнейших событий, подачи самых разных команд - т. е. выполняли утилитарно-бытовую цель, украшая повседневные будни, придавая торжественность событиям (тут они часто выступали в паре с колоколами или вместо них, о чем также ниже):

:кончится еще мрачнее, коли не поспеем до сигнальных колоколов, -- отозвался Бергил, -- Пойдем-ка, пойдем! Слышишь, трубят, сейчас закрывать будут!
:sundown-bells :trumpets for the closing of the gates

:Но в это время грянула труба, и его, оруженосца конунга, вызвали прислуживать государю за столом:

Не менее важна роль труб как инструмента культовой, священной музыки, которая звучала во время празднеств Валар и иных обрядов, во время важных событий, чествования героев, сама по себе или в ансамбле с другими инструментами:

:On the appointed day, on the morning of Midsummer, the trumpets of the Eldar greeted the rising of the Sun:
:в назначенный день, на рассвете Сердца Лета, трубы Эльдар приветствовали восход солнца:

:Один из стражей затрубил в длинную трубу, а они шли и шли светлой просекой возле звенящего потока. И вышли на зеленый простор; вдали серебрилась в легкой дымке широкая река и виден был длинный лесистый остров, у берегов которого стояли бесчисленные корабли. А поле обступило войско, блистая ровными рядами. Когда хоббиты приблизились, сверкнули обнаженные мечи, грянули о щиты копья, запели рога и фанфары, и воскликнули люди многотысячным голосом: 
:long trumpet: horns and trumpets:

:Вмиг загремели все трубы, и Великий Князь Элессар подошел к цепи; а Гурин, Хранитель ключей, откинул ее; под звуки арф, виол и флейт, под звонкое многоголосое пение Государь шествовал по улицам:

Музыкальное искусство Эльдар в соединении с их магией иногда давало поразительные результаты:

the Elves smote upon the gates of Angband, and the challenge of their trumpets shook the towers of Thangorodrim:
:Эльфы ударили в ворота Ангбанда, и вызов их труб сотряс башни Тангородрима:

Итак, каковы же были трубы Эльдар и что за аналоги можно им найти в современном мире?
В текстах четко различаются собственно <труба> (trumpet) и <длинная труба>, фанфара (long trumpet). Вне всяких сомнений, это были инструменты диатонического строя, бесклапанного (не-вентильного) типа, изготовленные из различных медных и бронзовых сплавов, жести или латуни. Множество разнообразных аналогов подобных инструментов можно найти в музыке древней, средневековой и ренессансной Европы и Востока - горн, римская букцина, разнообразные сигнальные фанфары и т. п.. Вид у них таков:


Современная фанфара


Трубы древнего мира


Средневековые трубы и фанфары


Теперь рассмотрим еще один популярнейший в Средиземье духовой инструмент, вместе с трубами являвшийся неотъемлемой частью Средиземского бытия во всем его многообразии - в том числе и Эльдар, не менее, а может и более прочих народов. 
Это инструмент, определяемый как <рожок>, <рог>, horn, и его многочисленные разновидности.

:Уже Владыка Вод Ульмо упомянут в предании следующим образом:

At times he will come unseen to the shores of Middle-earth, or pass far inland up firths of the sea, and there make music upon his great horns, the Ulumuri, that are wrought of white shell; and those to whom that music comes hear it ever after in their hearts, and longing for the sea never leaves them again.
<По временам он невидимо приходит к берегам Средиземья или углубляется далеко в пределы земли по заливам моря, и играет там на своих больших рогах - Улумури, сделанных из белых раковин, и у тех, кто слышал эту музыку, она всегда звучит в душе, и тоска по морю не покидает их>.

Итак, снова духовые. Большой ракушечный рог - инструмент редкий и специфический, в нашем мире остался лишь как народный инструмент некоторых островных племен Тихого Океана, Таити, Полинезии и Африки (прибрежная зона, бассейн Амазонки). Следует отметить особо, что термин "horns" так же как "pipes" предполагает всего ОДИН инструмент - но с большим количеством раструбов или отверстий, издающих звук, или с одним раструбом, но сложной (витой) формы - не стоит думать что Ульмо носил с собой несколько инструментов, подобно связке гигантских баранок, на что намекает и wrought of white shell - единственное число связано не только с материалом, но указывает и на единственность инструмента как такового: рог Ульмо мог выглядеть и примерно так:


В европейской музыке нет прямых аналогов ракушечному рогу, но с точки зрения тембра есть два похожих инструмента, пусть и принадлежащих к совершенно иному семейству духовых. Это средневековые цинк и серпент, о которых далее.
Если кто и играл в Средиземье именно на ракушечном роге, то разве что Морские Эльфы - Тэлери. Среди прочих народов Средиземья распространился совершенно иной тип рога - гомологически и внешне родственный старинному европейскому цинку и всему семейству гемсхорнов. Об этом чуть далее, упомянем тут, что <прадедушкой> этой <ветви> рогов Средиземья был очевидно Валарома, великий рог вала Оромэ, звук которого был подобен <молнии, рассекающей тучи>:

:In the twilight of the world Oromё would sound the Valaroma his great horn upon the plains of Arda; whereat the mountains echoed,...
На заре мира Оромэ трубил над равнинами Арды в свой рог Валарому, и эхом отзывались горы.

Если сравнить функции трубы и рога в музыке Средиземья, окажется, что они совпадают практически полностью, эти инструменты взаимозаменимы - ибо родственны темброво и акустически, поскольку оба принадлежат к диатоническому семейству.
Немного повторимся касательно конкретного применения рога относительно трубы, как видим роль их совпадает:

- начало похода, выступление войска, появление героя перед врагами (как вызов на бой) и появление сеньора перед вассалами, монарха перед подданными:

:Искать пони - все равно что в походный рог трубить (Арагорн -хоббитам)
(to blow a horn to announce our departure)

shall I bid the men sound the horns?
Скоро уж пора нам ехать, государь. Прикажешь ли трубить в рога? (Эомер Теодену)

- Боевая музыка: атака, отступление, сбор, вызов, различные условные сигналы, призыв на помощь и т. д.

Thus it came to pass that when the Dwarves of Nogrod, returning from Menegroth with diminished host, came again to Sarn Athrad, they were assailed by unseen enemies: аll the woods were filled with the sound of elven-horns, and shafts sped upon them from every side.
:И когда гномы Ногрода с истаявшим войском возвращались из Дориата, вновь пришли к Сарн Атраду, на них напал незримый враг: внезапно весь лес наполнился пением эльфийских рогов, и со всех сторон полетели стрелы и дротики:

:Боромир громко протрубил в рог, и клич Гондора, усиленный эхом, остановил орду наступающих орков; даже Барлог на мгновение задержался:
(см. также известное повествование о гибели Боромира)

:Один из эльфов протрубил в рог, и вверху прозвучал троекратный отзыв:
:blew a clear note on a small horn:

:Снизу, из города, слышались крики глашатаев и пенье боевых рогов (war-horns): объявляли приказ конунга и уже трубили сбор:

:И будто в ответ петушьему крику издали затрубили рога, рога, рога. Смутное эхо огласило темные склоны Миндоллуина. А большие северные рога трубили все яростней. Мустангримцы подоспели на выручку:

:Черные пятна втянулись внутрь. И тут, где-то в ближней рощице, гулко запел рожок (horn). Он прорезал ночь, словно молния:
ВСТАВАЙ! НАПАСТЬ! ПОЖАР! ВРАГИ!
:Откуда-то слышался отзыв: тревога по всей форме:

:словно в ответ громоподобному грохоту, неподалеку резко протрубил рог, и Хранители услышали тяжелый топот:
(орковский great horn)

:За Великой Рекой, за Бурыми Равнинами алым пламенем вспыхнула денница, озаряя степные просторы. Звучной и дружной перекличкой приветствовали ее охотничьи рога (hunting-horns). Конники Ристании воспрянули к бою:

:Внезапно и звонко запел рог, надрывая вечернюю тишь. Раскаты его огласили холмы и поле, и призыв был такой властный, что Сэм чуть не поскакал назад:
А Мерри тем временем затрубил иначе, и разнесся по дальней окрестности старинный трубный клич Забрендии:
Тут - прямое указание на развитые и узнаваемые мелодии различных сигналов, как и у трубы.

:Хриплый хор грянул песню; затрубили рога, ударили в гонги, заорали на все голоса. : Сэм кричал и махал сверкающим Терном, но его голосок тонул в несусветном гаме.
a burst of hoarse singing, blaring of horns and banging of gongs

:У Хелма был большой рог, и вскоре было замечено, что перед выходом из крепости он трубил в него, и при звуках рога такой ужас нападал на врагов, что, вместо того чтобы собраться, схватить его и убить, они бежали куда глаза глядят...

- Утилитарно-бытовые цели: 

...Он (Бильбо) выхватил горн (т .е. рог) у какого-то хоббитенка и трижды в него протрубил. Шум улегся...

- Магия, вложенная в музыку Эльдар:

:for the rocks rang with the shrill music of Fingolfin's horn
:громогласное пение рога Финголфина сотрясало горы:

Итак, мы видим несколько четко определенных разновидностей средиземского рога и рога Эльдар, см. выше :

- просто <рог> как универсальное обозначение любого инструмента этого типа, предполагая походный рог среднего размера, необременительный в пути. 

- <большой рог> (great horn):

:юноша (Отрок Эорл) на белом коне трубил в большой рог:

:Гальбарад затрубил в большой рог:

- <малый рог> (small horn), упоминаемый преимущественно по отношению к Эльфам и Хоббитам,

- <боевой рог> (war-horn), упоминаемый у Боромира и у орков:

:У Боромира был меч, напоминающий Андрил - тоже из Нуменора, но не такой прославленный, - легкий щит и рог на перевязи. Он протрубил в рог, и над притихшей долиной раскатилось могучее бархатистое эхо, заглушившее рокот отдаленного водопада, журчание реки внизу под обрывом и свист ветра в обнаженных ветвях:

- <охотничий рог> (hunting-horn), упоминаемый применительно к Роханцам, но вполне может быть, что эта специфическая разновидность (в Европе от такого рога произошла современная оркестровая валторна) бытовала и у Эльдар, по крайней мере некоторых из них. В самом деле, читаем:

:Лесные эльфы иногда выезжали гурьбой на охоту:

Относительно материала для изготовления рога (звукоизвлекающей его части, безотносительно к украшениям) традиционно существовало несколько вариантов:

- рог из природного материала, из рога животного:

:я помню рог Боромира, - сказал он. - Ответ верный и, судя по
всему, правдивый, - сказал Фарамир. - Вспомни как следует, яви его перед глазами: это был рог восточного тура, оправленный серебром, с начертанием древних рун: 

- рог металлический, как правило, серебряный (silver horn):

:Арагорн взял у Элроира серебряный рог, затрубил в него:

:И Эовин протянула Мерри древний серебряный рог на зеленой перевязи, маленький, но изукрашенный искусной резьбой: вереница скачущих всадников вилась от мундштука к раструбу и загадочные руны были начертаны на серебре:

а также серебряные рога Дол-Амрота и т. п.

Вышеприведенное описание рога Боромира и того, что был подарен Эовин Мерри, - искусно изукрашенные, с начертанием рун - прямо указывает на то, что в сами музыкальные инструменты вкладывался определенный магизм, что, с одной стороны, связано с сакрализацией музыки как таковой, и особенно музыки боевой, призывающей к победе и возможной смерти - об этом говорилось в самом начале. С другой же стороны, это несомненно связано с реальной магической силой, которую Эльдар были способны вложить в музыку и из музыки же черпать, см. соотв. раздел. И, наконец, подобный пиетет по отношению к музыке и конкретным инструментам, с помощью которой она воплощается - в чем-то роднит музыкальный инструмент и оружие, меч, клинок, которые тоже богато и искусно украшались и надписывались символами и рунами. Этот параллелизм далеко не случаен - вспомним <мечи Мурамаса и Масамунэ> японской традиции - клинок разящий насмерть и клинок охраняющий от гибели. Так же и с музыкой - поскольку Эльдар могли музыкой, пением исцелять, повергать в сон, не причиняя вреда, дарить мир, покой - но могли и сотрясать горы, и вплавлять в звуки Силу магии разрушения, если это было нужно:

:аналоги рогу Средиземья в его разновидностях в нашем мире тоже многочисленны. Это разнообразное семейство деревянных и собственно <роговых> гемсхорнов, металлические старинные инструменты, родственники цинка, ныне вышедшего из употребления, серпент, занимающий промежуточное положение между неметаллическими <хорнами> и духовыми металлофонами-трубами и фанфарами (от него произошли современные басовые духовые инструменты - баритон, туба, геликон). Например:





Старинные рога (вверху), серпент (внизу)


Теперь рассмотрим немного подробнее саму музыку, которую можно было исполнить на подобных инструментах - трубе (фанфаре) и роге. 
Совершенно очевидно, что музыка эта носила более утилитарно-прикладную, нежели самостоятельную, независимую роль, и что эффектности в этой музыке было куда более, чем собственно музыкальной красоты и утонченности. Эта музыка, была, скажем так, функциональна - собственно музыкальность мелодий была подчинена практическим целям: запоминаемости, несложности в исполнении, эффектности, недвусмысленности и эффективности - ибо перепутать сигналы атаки и отступления в шуме битвы было равносильно гибели и неминуемому поражению. Звуки этих духовых инструментов были призваны вселять решимость, укреплять боевой дух, создавать атмосферу величия, торжества и праздника, подчеркивать достоинство государя и музыкально выражать силу и великолепие его власти. Одним словом - эта музыка призвана была пробуждать эмоции простые, но сильные. В самом деле, читаем:

:Потом зычно затрубил рог: раскаты его прогремели по горным склонам и огласили ущелья своей горделивой яростью, заглушая тяжкий гул водопада:

см. также вышеприведенные цитаты. 

Сами мелодии, очевидно, изобиловали восходяще - нисходящими пассажами, движением по ступеням основных трезвучий, дробностью и стаккатностью техники и ритмического деления, четкой кадансовой квадратностью. В тех случаях, когда эти инструменты употреблялись не поодиночке, а по несколько (или много) сразу - они все могли играть одну мелодию в унисон, достигая потрясающего эффекта за счет простого усиления звучности (трубы Ар-Фаразона, заглушившие гром - знак гнева Валар), либо по принципу <один-много>, <сигнал - отклик>, <тема - развитие>, также см. вышеприведенные цитаты. В силу диатоничности инструментов. т. е невозможности извлекать звуки <мельче> основных ступеней звукоряда, это накладывало отпечаток и на стиль, и на мелодии, и на возможности игры в ансамбле - развернутая полифония была невозможна, музыка могла идти сплошным аккордовым движением с разнесением голосов в кварту и квинту, терцию и сексту. Тем не менее эта лаконичная, ограниченная в выразительных средствах музыка была, очевидно, очень популярна как среди Эльдар, так и среди прочих народов Средиземья, покоряя мощью звука и тембра как такового, монолитной суровостью колорита, оптимистичностью аккордики, призывностью мелодики, яркостью праздничных красок, рассыпаемых звукам фанфары, подобно искрам солнца на водной глади, и - колоссальной внутренней энергией, заключенной в подобной музыке, что могло дать силы там где уже отказывали и не действовали никакие другие средства: 
Не вызывает сомнения, что наибольшего мастерства и выразительности в этой специфичной разновидности музыки достигли именно Эльфы.

Теперь рассмотрим иное семейство духовых инструментов, которые давали куда больший простор виртуозному исполнительству и усложненному творчеству, обладая намного большими мелодическими и техническими возможностями, несмотря на простоту, сравнимую с простотой металлофонов и духовых рогового типа. 
Это многочисленное семейство разнообразных деревянных духовых. Несмотря на весьма скупые упоминания о них в источниках, не вызывает сомнения, что эти инструменты существовали с Средиземье и были чрезвычайно популярны среди Эльдар и других народов уже по той простой причине, что были куда проще в изготовлении, нежели инструменты из металла, требовавшие достаточно высоких металлургических <технологий> относительно материала, которыми в Средиземье владели в должной мере лишь Эльфы и Гномы. 
Обратимся к непосредственным упоминаниям о духовых инструментах в Средиземье иных, нежели трубы и рога.

..Then the voices of the Ainur, like unto harps and lutes, and pipes and trumpets:
:И тогда голоса Айнур, подобные арфам и лютням, свирелям и трубам:

:из Дол-Амрота: пришли и те, кто:. играл на флейтах:

:под звуки арф, виол и флейт, под звонкое многоголосое пение Государь шествовал по улицам:

:Саэлон не взглянул в ответ. Он тихо что-то мурлыкал про себя, вырезая острым перочинным ножиком свисток (whistle) из ивовой ветки...
(Неоконченные Предания, <Новая Тень>) 

:trumpets and horns, pipes and flutes and other MUSICAL instruments:
:Трубы и горны, дудки и флейты и прочие духовые инструменты: (подарки детям на дне рождения Бильбо)

:Дори, Нори и Ори достали откуда-то из-за пазухи флейты: 

:Бифур и Бофур тоже вышли и вернулись с кларнетами (clarinets):

:Tinuviel was dancing there
to music of a pipe unseen:

Таким образом, даже в этих немногих упоминаниях четко выделяются несколько принципиально разных классов деревянных духовых, аналоги которых мы рассмотрим далее.

- <Свисток> - whistle - наипростейшая форма диатонического деревянного инструмента, дудочка, которую можно быстро сделать даже самому, <из ивовой ветки>. 
- <Свирель> (pipe, pipes) - могла быть диатонической и хроматической, множественное число указывает как на возможность существования свирели с двойной тростью (по типу древнегреческих), так и инструмента типа флейты Пана, состоящего из множества трубочек, каждая из которых настроена на один определенный звук. 
- <Флейта> (flute) - бесспорно хроматический инструмент. Весьма вероятно и возможно сосуществование в Средиземье как продольной, так и траверсной (поперечной) деревянной флейты бесклапанного типа.
- <Кларнет> (clarinet) совершенно очевидно указывает не на его современный европейский аналог, но вообще на любой из инструментов ЯЗЫЧКОВОГО семейства - в противовес безъязычковым флейтам и свирелям.

Рассмотрим нижеследующую иллюстрацию, которую автор считает соответствующей рассмотренным выше типам деревянных духовых инструментов:



Оставив пока в стороне струнные инструменты, обратим внимание на духовые. Мы видим две разновидности флейт и свирелей (продольные и траверсные, поперечные - два гнома справа), тот гном что слева держит инструмент похожий на славянскую <жалейку>, гном в центре - играет на язычковом инструменте. Учитывая все вышесказанное, рассмотрим прямые аналоги заявленным типам инструментов, которые можно найти в нашем мире.

<Свисток> - whistle - встречается во все эпохи у всех народов, варьируясь по форме и размеру, причем материалом может быть не только дерево, камыш и т. п. - ирландский диатонический tin whistle изготавливается из лакированной жести, современные аналоги производятся даже из специального стекла. Специфическая особенность тембра <свистка> - резкость и пронзительность звука.


Tin Whistle

<Свирель, дудочка> (pipe, pipes) - очень близка <свистку>, часто это совершенно равноправные, взаимозаменяемые понятия, но материалом свирели является исключительно дерево, и только этим понятием обозначаются дудки с двойной тростью (syrinx, греческая сиринга) и композитные инструменты типа флейты Пана, а также крайне разнообразное семейство старинных и этнических деревянных НЕЯЗЫЧКОВЫХ духовых ПРОДОЛЬНОГО типа: дуды, сопели, жалейки и т. п., позволяющие извлекать звуки за счет так называемого <передувания> (overblowing) (некоторые виды <свистков> также это допускают). По тембру свирели намного <мягче> свистков, иногда со специфически <грудными>, теплыми и глубокими придыхательными обертонами.



Луми - южноамериканская свирель


флейта Пана



Сиринга

<Флейта> (flute) отличается исключительно хроматическим звукорядом (о предполагаемых ладах у эльфов см. ниже), наличием дополнительных отверстий сравнительно со <свистками> и <свирелями>, особым усложненным устройством мундштука. Вряд ли можно сомневаться в том, что флейты Эльдар (и Средиземья в целом) были БЕСКЛАПАННОГО типа, а значит - изготовлялись исключительно из дерева. Основных типов два - продольная и траверсная, поперечная (по положению относительно играющего). Материалом для изготовления может служить клен, черешня, бук, палисандр, масличное дерево, слива, груша, розовое дерево. Тембр флейты, изготовленной из специфически средиземских разновидностей древесины, вряд ли чем-то принципиально отличался от упомянутых. 
Среди возможных аналогов средиземских флейт особого внимания заслуживает блокфлейтовое семейство в его многочисленных разновидностях как акустически наиболее близкие им. По тембру деревянные флейты занимают промежуточное положение между свирелями и свистками - нижние регистры очень сочные, верхние становятся <матовыми>, <холодными> и <бесцветными>


Разнообразные блок-флейты. Вверху - флейта траверсного типа.



Средневековые поперечные флейты.

<Кларнет> (clarinet). Как уже указывалось ранее, JRRT очевидно употребил этот термин как родовое понятие для обозначения ЯЗЫЧКОВОГО деревянного духового инструмента. Неизвестно, какие же конкретно типы язычковых инструментов существовали у Эльдар и на территории Средиземья - их разновидностей довольно много, но несколько общих аналогий и параллелей все же можно провести.
Учитывая то, что музыка Эльдар отличалась неизменной красотой и мелодичностью, в выборе тембров музыкальных инструментов это тоже непременно сказывалось. Поэтому из возможных аналогов сразу исключим инструменты с резким, <сверлящим> тембром - шанай, шрайерпфайф и их семейство как не соответствующие духу музыки Эльдар, хотя у иных народов они вполне могли бытовать в музыкальном обиходе. Учтем и то, что язычковые духовые с их специфическим тембром употреблялись как отдельно от не-язычковых, так и вместе с ними - ДЛЯ КОНТРАСТА.
Рассмотрим основные европейские язычковые инструменты БЕСКЛАПАННОГО, опять же, типа, аналоги которым могли иметься и в Средиземье, обладающие мягким, приятным на слух тембром:


Корнемуз




Средневековые гобои (шальмаи)


Круммхорн



Шалумо
Суммируя раздел деревянных духовых Эльдар и Средиземья, отметим, что музыка, на них исполняемая, выражала намного больший спектр эмоций, была намного более лиричной, намного более мелодически развитой, грациозной и виртуозной, чем музыка на металлических духовых, это связано с намного большей технической <подвижностью> самих инструментов. Следует учесть также и то, что практически все разновидности духовых изготавливались в нескольких размерах и вариантах, рассчитанных на разные регистры - от низких, басовых, до высоких. Это было связано с необходимостью разделения регистровых <уровней> для ансамблевой игры, об этом см. ниже. Для сольного же исполнительства применялись альтовые и сопрановые разновидности, деревянные духовые намного более металлических пригодны и для <камерного> исполнительства в помещении, благодаря мягкости звука и намного меньшей мощи звучания. В самом деле, если бы гномы у Бильбо играли на трубах и рогах, к его <уютной норке> сбежался бы весь разбуженный Хоббитон...

 

Предыдущая тема

Содержание

Следующая тема

Hosted by uCoz